На сегодняшний день в России насчитывается 944 банка. «К концу года в России будет не менее 900 банков, примерно от 910 до 920 банков», — сообщил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Михаил Сухов. По его мнению, сокращение пройдет за счет слияния и поглощения. ЦБ на текущий момент наблюдает слияния не только по экономическим предпосылкам. «Самоценность лицензий, как мы видим, также влияет и подталкивает банки к консолидациям», — считает Сухов.
Директор департамента банковского консультирования консалтинговой группы «НЭО Центр» Евгений Трусов заявил, что в этом году число банков уменьшилось по большей части не за счет консолидации, а в результате отзыва банковских лицензий.
«С начала года в России стало на 12 банков меньше. У четырех кредитных организаций были аннулированы лицензии в связи с завершением процедур присоединения к другим кредитным организациям (банк «Алемар», банк ВТБ Северо-Запад, банк «Регион» и Инкредбанк), — комментирует эксперт BFM.ru. — Рабобанк был ликвидирован в добровольном порядке. А вот у семи банков (МФТ-Банк, Наш банк, Мультибанк, Неополис-Банк, Востокбизнесбанк, Соцгорбанк, Международный Торгово-Промышленный Банк) лицензии были отозваны за различные нарушения банковского законодательства».
По мнению Трусова, такое соотношение может сохраниться и до конца года — «в результате реорганизации лицензии будут аннулированы у 11—13 банков, а отозванных лицензий может стать 20—25». Для сравнения: за весь 2010 год было 18 объединений банков.
«Если бы Центробанк предъявлял более жесткие требования к банкам, то их уже сейчас было бы намного меньше. Если ЦБ собирается сократить их число посредством присущих регулятору инструментов к концу года до 900 с чем-то, это не уж потеря для нашей системы. Я поддерживаю эту инициативу полностью», — говорит научный руководитель ГУ ВШЭ Евгений Ясин.
«Частные банки, особенно небольшие, поставлены в довольно жесткие условия. С одной стороны — усиливающее влияние государственных банков, когда эти банки стали предлагать не только стандартные банковские продукты, но и инвестиционные. К тому же крупные банки могут себе позволить выходить, например, на поле девелоперских проектов. Напрямую на банковские услуги эти проекты не повлияют, но появляется возможность перекладывать активы банков из одного кармана в другой, предлагая более конкурентные продукты. Например, ипотеку на недвижимость, построенную с участием капитала банка», — говорит руководитель департамента развития банковских продуктов группы БКС Анна Волкова. По ее мнению, это может привести к уходу с рынка некоторых игроков.
Евгений Ясин отмечает: «Преимущество госбанков только в том, что они пользуются государственной опекой, и им не дадут разориться».
При этом он считает, что слияние мелких банков не даст серьезной отдачи — поэтому наиболее вероятным сценарием Ясин считает процедуры банковских поглощений. «Кроме того, я бы обратил внимание на то обстоятельство, что размер банка сам по себе не дает гарантии в отношении профессионализма его команды, качества и эффективности работы», — считает Евгений Ясин.
Укрупняться или не укрупняться
Рост числа слияний прогнозировали в связи с повышением требований ЦБ РФ к размеру собственных средств банков, который на 1 января 2012 года должен составить не менее 180 млн рублей.
На сегодняшний день 164 банка не дотягивают по размеру собственных средств до установленного минимума. «Однако большинство объединений происходит внутри крупных устоявшихся банковских групп и связано, прежде всего, с желанием собственников сократить издержки на обслуживание бизнеса, нарастить капитал и расширить регионы присутствия, а не с требованиями к капиталу»,— подчеркивает Евгений Трусов.
Евгений Ясин говорит, что серьезным коммерческим банкам укрупнение также полезно.
«Существуют небольшие банки, некоторые из которых вообще создавались под нужды одного предприятия или олигарха. Сам на себе много не заработаешь, а контроль за непрозрачными операциями со стороны ЦБ возрастает. Еще и нужно капитал создавать. Выгодность таких банков для их акционеров уже под вопросом», — считает Анна Волкова.
«Идея концентрации банковского капитала в малом количестве банков, не нова. Правда, ЦБ всегда говорит о том, что эти укрупненные банки должны становиться более прозрачными и меньше заниматься всякими теневыми операциями, что до сих пор является определенной статьей дохода кредитных организаций. Правда, разговоры про услуги по обналичиванию денег сами банки, конечно, не любят», — отмечает Ясин.
«Думаю, через несколько лет на рынке останется 10—15 крупных игроков, большинство их которых будет с государственным участием. Возможно, останется еще 10—15 «нишевых середнячков». И отрыв этой группы от остальных игроков рынка будет значительным — они займут долю рынка около 90%», — считает Анна Волкова.
Елена ГОСТЕВА