Ситуация вокруг Банка Москвы, чьим крупнейшим акционером ВТБ стал в феврале этого года, стала предметом обсуждения на банковском форуме в Санкт-Петербурге.
Сделка по приобретению ВТБ пакета акций столичного банка, напомним, сопровождалась конфликтом акционеров и взаимными упреками топ-менеджеров кредитных организаций. В четверг глава ВТБ Андрей Костин возобновил полемику, призвав дисквалифицировать экс-менеджеров Банка Москвы.
«Мы видим, то, что делал менеджмент Банка Москвы или владелец ВЕФКа. Это полный беспредел. Никто не наказан. Поверьте, если так будет дальше, то через два года они, как Мавроди, из пепла воскреснут и снова будут заниматься финансовой деятельностью», — цитируют Костина информационные агентства.
Президент-председатель правления ВТБ призвал к «жесткости и последовательности при принятии решений» в отношении таких банкиров.
Глава ЦБ Сергей Игнатьев отреагировал на этот выпад: по его словам, жесткая риторика менеджеров ВТБ и экс-менеджеров Банка Москвы «влияет на оценку банковского сектора со стороны инвесторов, влияет, скорее всего, негативно».
При этом он добавил: «Если бы утаивали [противоречия], то не знаю, было бы ли лучше».
Костин согласен, что скандалы не идут на пользу инвестиционной привлекательности, но считает: «Важно не проходить мимо [нарушений], и тогда мы будем создавать другой инвестиционный климат».
«Чтобы понять, с чем связаны гневные отклики Костина, неплохо знать, что за беспредел конкретно творили менеджеры Банка Москвы», — заметил в беседе с BFM.ru управляющий директор УК ФГ БКС Владимир Солодухин.
По его мнению, инвестиционному сообществу было бы полезно знать всю информацию — чтобы такие обвинительные заявления не были похожи на сведения счетов. «При отсутствии полной информации такие публичные выговоры выглядят как использование политического ресурса — в данном случае форума, что так же плохо влияет на инвестиционный климат. Получается, что практически госчиновник велел выпороть кого-то на конюшне, но никому не понятно за что же провинившегося наказывают», — считает Солодухин.
«На инвестиционный климат в России влияет целый спектр факторов, не только касающихся банковской системы: коррупция, несовершенство судебной системы, отсутствие соответствующей финансовой инфраструктуры. Это наиболее часто приводимые иностранными инвесторами аргументы при принятии решения об инвестициях в Россию, — рассуждает начальник управления операций на финансовых рынках Русь-банка Станислав Филиппов. — Показательным при этом является тот факт, что Россия сегодня находится во второй сотне стран по степени благоприятствования инвестиционного климата».
«Удивителен тот факт, что кроме Сергея Игнатьева мало кто хочет публично высказывать свое отношение к риторике между главой ВБТ и экс-президентом Банка Москвы. Бизнес-сообщество понять можно: оно боится ссориться с главой крупного госбанка, долгое время находящимся на коне. Но при этом не стоит забывать об амбициях группы ВТБ — она поглощает все то, до чего может дотянуться», — считает независимый аналитик Дмитрий Сусанов.
Между тем, сам Игнатьев лишь одернул спорщиков, но отказался говорить о том, «кто прав, кто виноват». Он подчеркнул, что новый главный акционер Банка Москвы — «мощный собственник, и все проблемы Банка Москвы будут решены в течение года».
Елена ГОСТЕВА