Сотрудники Ситибанка, протестующие против увольнений, призвали широкую общественность принять участие в кампании давления на топ-менеджмент банка и предложили направлять письма протеста в адрес президента банка Марка Робинсона. В Ситибанке их действия считают незаконными и отказываются от общения с инициативной группой, именующей себя профсоюзной ячейкой.
Принятое Ситибанком в прошлом году решение реорганизовать подразделение по обслуживанию VIP-клиентов вылилось в противостояние руководства банка и сотрудников, попавших под сокращение. Бывшие и нынешние сотрудники (16 человек, из них восемь были уволены, четверо ушли по соглашению сторон или по собственному желанию) предъявляют обвинения в дискриминации начальнику управления розничного бизнеса Ситибанка Вячеславу Семенихину, начальнику управления по работе с персоналом Татьяне Ведькаловой и директору департамента розничного бизнеса Джоэлу Конрейху. В настоящее время по жалобе пяти членов профсоюза Пресненская прокуратура Москвы проводит проверку. Восемь попавших под сокращение сотрудников подали иски к Ситибанку (объединены в один), требуя восстановления на работе и компенсации морального ущерба. Один из сотрудников вернулся на работу.
Инициативная группа сотрудников Ситибанка распространила через интернет сообщение с просьбой направить письма протеста против ущемления их прав в адрес президента банка Марка Робинсона. «Товарищи, Международная профсоюзная сеть UNI (www.uni-cis.ru) и члены первичной профсоюзной организации работников ЗАО КБ «Ситибанк» (www.citiprof.ru) обращаются к вам с просьбой принять участие в кампании давления на менеджмент Ситибанка. Мы просим всех, у кого есть такая возможность, направить факсы и электронные письма в адрес российского и международного руковод ства Ситибанка и Citigroup. Пожалуйста, направляйте письма как от имени организаций, так и от имени отдельных активистов: общее число таких писем является важным фактором давления», — говорится в обращении.
Сотрудники банка добиваются признания профсоюзной организации и восстановления на работе всех уволенных активистов: «Мы надеемся, что эти требования будут выполнены в ближайшие дни, в противном случае мы будем вынуждены начать международную кампанию за бойкот услуг Ситибанка и Citigroup как антипрофсоюзных компаний».
Однако в минувшую среду Ситибанк добился признания профсоюза нелигитимным: Пресненский районный суд Москвы вынес решение по иску Ситибанка, где признал протокол учредительного собрания недей ствительным. «Суд признал, что профсоюзная организация учреждена незаконно, с использованием поддельных документов. Никакого учредительного собрания не было, протокол составлен задним числом», — заявила РБК daily вице-президент Ситибанка Наталья Николаева. «У нас есть право оспорить решение в течение десяти дней, что мы и сделаем», — заявил в свою очередь заместитель председателя профсоюза Максим Бельский.
Протест бывших и действующих сотрудников получил широкий резонанс в банковском сообществе. «В банковском бизнесе ничего подобного не было. Если бывшие сотрудники начнут акцию по бойкотированию услуг банка, это ни в какие ворота не лезет», — считает директор департамента маркетинга Русь-Банка Дмитрий Юрцвайг. Конечно, говорит он, этот конфликт будет оказывать влияние на бизнес Ситибанка: если менеджеры банка не смогут договориться со своими сотрудниками, то VIP-клиенты не оставят это без внимания.
По мнению бывшего зампредседателя ЦБ, партнера юридического центра «Право и консалтинг» Константина Лубенченко, конфликт может затянуться. «Если инициативная группа будет мотивировать призыв к отказу от услуг негативными оценками компании, то ей может быть предъявлен иск о защите чести и деловой репутации, — отметил Константин Лубенченко. — Если же профсоюз, как того добивается Ситибанк, в конце концов будет признан нелигитимным, то впоследствии банку будет сложнее предъявить иск о защите репутации к физическим лицам, имеющим больше прав для выражения собственного мнения».
В Ситибанке компромисс пока исключают. «Мы сократили двадцать человек с соблюдением всех требований законодательства. Суд вынес мотивированное решение, и его достаточно для того, чтобы считать вопрос решенным», — говорит Наталья Николаева.
Елена ЗУБОВА