Вчера глава ЦБ Сергей Игнатьев в очередной раз заявил, что видит в возможной отмене эмбарго на экспорт зерна из РФ с 1 июля основной риск для ускорения инфляции в 2011 году. В прошлый четверг глава ЦБ уже указывал на этот риск на Международном банковском форуме в Санкт-Петербурге, объявив его «единственным серьезным риском» для инфляции во втором полугодии 2011 года.
Напомним, запрет на экспорт зерна правительство ввело 15 августа 2010 года, после того как засухой была уничтожена значительная часть урожая. В прошедшую субботу премьер-министр Владимир Путин объявил, что снятие эмбарго на экспорт, как и планировалось, состоится 1 июля 2011 года, но оговорился, что правительство по-прежнему готово вернуть запрет в случае резкого роста цен на внутреннем рынке. Между тем еще в прошедший четверг господин Игнатьев был уверен, что правительство примет «правильное решение», в том смысле, что запрет на экспорт зерна снят не будет. Судя по всему, в противном случае в ЦБ ожидают ускорения продовольственной инфляции, что сможет поставить под вопрос планируемое удержание годовой инфляции на уровне 7—7,5%.
По оценкам Сергея Игнатьева, мировые цены на пшеницу сейчас находятся на уровне $300—400 за тонну, и, как отмечает исполнительный директор центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший, они действительно на $100—150 выше, чем внутренние цены. Но если глава ЦБ считает, что снятие эмбарго на экспорт российской пшеницы приведет к всплеску потребительской инфляции уже в июле 2011 года, то опрошенные «Ъ» аналитики в этом сомневаются. Господин Сизов считает: внутренние цены на пшеницу могут вырасти «на несколько десятков процентов в течение нескольких ближайших месяцев», но взрывного роста цен он не ожидает. «Стоит понимать, что спред между внешними и внутренними ценами на пшеницу будет сужаться не только за счет роста внутренних цен, но и
Сергей Улатов из представительства Всемирного банка в РФ также считает, что «предельный эффект» для инфляции от снятия экспортного эмбарго будет минимальным. «Заявления ЦБ — возможная страховка на будущее, в случае если урожай этого года не будет высоким и ожидаемая сезонная дефляция в августе-сентябре не состоится»,— говорит он.
Алексей ШАПОВАЛОВ