Центробанк ждет оттока капитала по итогам года. Инвесторы предпочитают зарубежные активы, а привлекательность российских снижают грядущие выборы, говорят эксперты.
Центробанк прогнозирует нулевой приток капитала в июне — декабре, суммарный отток за год составит $30—35 млрд, заявил первый зампред Банка России Алексей Улюкаев.
В мае, по его данным, чистый отток был менее $7 млрд. А апреле было больше: отток ускорился до $7,8 млрд с $6,2 млрд в марте, говорил первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. Таким образом, за первые четыре месяца Россия потеряла $29,7 млрд. «Это очень большая цифра», — сетовал на прошлой неделе председатель ЦБ Сергей Игнатьев, однозначное объяснение оттока на фоне дорогой нефти он дать затруднился. Участники валютного рынка, возможно, ожидают снижения цен на нефть, рассуждал Игнатьев: «Но более вероятно, что влияет все-таки не вполне благоприятный инвестиционный климат в России».
В 2010 г. чистый отток капитала из России составил $35,3 млрд, в том числе в IV квартале — $21,5 млрд. В 2009 г. — $56,1 млрд. В ноябрьском прогнозе ЦБ ожидал притока капитала в $10—20 млрд в 2011 г. при цене нефти $90 за баррель. Министр финансов Алексей Кудрин еще в апреле допускал, что Россия может закончить год с чистым притоком капитала.
Ситуация необычная: традиционно высокие цены на нефть стимулировали приток капитала в Россию, отмечает Юлия Цепляева из BNP Paribas. Инвесторы не вкладывают в страну
Причины оттока — дорогая нефть и невостребованность денег экспортеров, уверен Евгений Гавриленков из «Тройки диалог»: средний уровень нефтяных цен — $110 за баррель, инвестпланы крупных компаний строились на основе прогноза в $75. «Деньги в излишке, новые проекты так быстро не рождаются», — констатирует он, экспортеры не репатриировали высокие доходы.
Рано давать прогноз на вторую половину года: разовые сделки сильно меняют картину, отмечает Олег Солнцев из ЦМАКП: итоги апреля связаны с тем, что Сбербанк увеличил иностранные активы на $4,5 млрд. Но прогноз ЦБ по нулевому оттоку в июне — декабре может оказаться оптимистичным. В III квартале традиционно наблюдается отток, а ситуация в IV квартале сильно зависит от состояния рынков, говорит Солнцев: «Если конъюнктура будет хорошей, у российских компаний вырастет потребность в привлечении денег». Отток капитала обычно растет в преддверии выборов, отмечает Цепляева, «ротация в политических командах подстегивает вывоз капитала за рубеж», в IV квартале логичнее ждать оттока. К тому же в июне предстоят выплаты по внешнему долгу ($12 млрд), добавляет Цепляева. Улюкаев рассчитывает на размещения акций ряда российских эмитентов — до конца года более 10. Крупнейшей сделкой на российском рынке, как ожидается, станет приватизация Сбербанка, отметил он.
Отток капитала — это рациональное поведение компаний, спокоен Гавриленков: «Пока нет спроса на деньги внутри страны, и выгоднее вкладываться в активы на внешних рынках, например в корейские бонды». Реальные ставки по депозитам отрицательные и экспортерам выгоднее держать средства за рубежом, считает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие».
Незаинтересованность инвесторов в российском рынке снижает нагрузку на ЦБ: нет угрозы укрепления рубля, радуется Гавриленков. В 2011 г. рубль может укрепиться до 24—25 руб./$, боялся раньше замминистра экономического развития Андрей Клепач.
Сальдо в 200 млрд долларов
По расчетам Центробанка, положительное сальдо торгового баланса увеличивается на $16 млрд в месяц и к концу года достигнет $200 млрд.
Екатерина КРАВЧЕНКО