Инвестиционный банк Goldman Sachs умудрился потерять почти все средства, вложенные в 2008 году ливийским суверенным фондом Libyan Investment Authority, подконтрольным диктатору Муамару Каддафи. Взамен Goldman предложил ливийским властям стать одним из крупнейших акционеров банка, однако сделке так и не суждено было состояться, утверждает The Wall Street Journal.
Согласно внутренним документам банка, в период с января по июнь 2008 года Goldman получил от суверенного фонда Ливии 1,3 млрд долл., которые были инвестированы в валютные позиции, а также опционы на покупку бумаг ряда западных компаний. В их число вошли американский банк Citigroup, итальянский UniCredit, испанский Banco Santander, немецкая страховая группа Allianz, а также французская и итальянская энергетические компании Electricite de France и Eni. В Goldman рассчитывали на скорое повышение курсовой стоимости акций этих компаний, однако разразившийся финансовый кризис внес свои коррективы — к февралю 2010 года рыночная стоимость ливийского портфеля едва превысила 25 млн долл., то есть потери составили 98%.
Масштабный убыток вызвал крайне негативную реакцию со стороны ливийских властей, обвинивших Goldman в некорректном освещении проводимых сделок и превышении полномочий. После встречи с представителями суверенного фонда два топ-менеджера банка, работавшие на территории Ливии, были вынуждены спешно покинуть страну под охраной наемников. В результате проведенного внутреннего расследования в Goldman установили, что банк не нарушал никаких обязательств, тем не менее, испугавшись громких судебных исков и ухудшения отношений с другими суверенными фондами, компания начала переговоры с Триполи о вариантах возмещения финансового ущерба.
В общей сложности Goldman предложил ливийским властям шесть различных схем. В мае 2009 года им была предоставлена возможность получить привилегированные акции Goldman на сумму 5 млрд долл., инвестировав всего 3,7 млрд долл. В различных вариациях эти бумаги приносили бы суверенному фонду ежегодные дивиденды в размере от 4 до 9% сроком до 40 лет. Таким образом, Триполи мог неплохо заработать на своей инвестиции. Тем не менее такой вариант ливийцев не устроил — им хотелось получить свои деньги назад быстрее. После еще нескольких так и не устроивших ту или иную сторону схем банк все же сумел заинтересовать Ливию вложениями в специальный фонд с доходностью 6% годовых и сроком 20 лет. Однако сделка между сторонами так и не была заключена.
Некоторые эксперты полагают, что ливийцы все же получили назад свои деньги или их существенную часть, правда, в другом месте. «Соотношение объема инвестированных средств и перфоманса такого счета являются крайне нехарактерным для рынка событием. В стандартной практике таких потерь, особенно учитывая сроки, просто не существует. Глядя на такую сделку, можно предположить о существовании второй, договорной стороне взаимоотношений банка и фонда, однако судить об этом должны уже регуляторы», — сказал РБК daily начальник управления ценных бумаг и финансовых рынков Rietumu Banka Дмитрий Крутик.
Обладая активами в размере 40 млрд долл. по состоянию на июнь 2007 года, Libyan Investment Authority распределил значительную долю своих средств среди целого ряда западных банков и инвестфондов. Сообщается, что преумножением ливийских активов занимались Societe Generale, HSBC Holdings, Carlyle Group, Morgan Chase & Co, Och-Ziff Capital Management Group и Lehman Brothers Holdings. Напомним, в этом году власти США заморозили государственные активы Ливии на сумму 37 млрд долл. Сюда в том числе вошли и средства, находящиеся под управлением Goldman Sachs.
Евгений БАСМАНОВ