В минувшие выходные прошло заседание наблюдательного совета нидерландского банка ABN Amro. Оно стало кульминацией затянувшегося переговорного процесса о слиянии с британским банком Barclays. В результате сделки на сумму $91 млрд на рынке финансовых услуг появится банк, который будет обсуживать 47 млн клиентов по всему миру.
Банк Barclays сообщает, что заплатит 3,225 новой акции объединенной компании за каждую акцию ABN. Акционеры ABN получат дивиденды в 0,6 евро на акцию и дивиденды за 2007 год, которые Barclays выплатит своим акционерам.
Настоящим сюрпризом для рынка стало известие о том, что два партнера договорились о продаже американского банка LaSalle, входящего в холдинг ABN. Покупает этот бизнес за $21 млрд американский Bank of America. Таким образом, участники переговоров воздвигают серьезное препятствие для реализации рейдерских планов группы банков во главе с Royal Bank of Scotland (RBS), в которую входят также испанский Banco Santander Central Hispano и бельгийский Fortis. Группа планирует приобрести ABN Amro у его акционеров, а затем продать по частям. По условиям сделки с Bank of America в течение 14 дней после достижения договоренности акционеры ABN могут получить контрпредложение от конкурентов из группы RBS.
Британское поглощение
Уже подсчитано, что синергия двух крупных европейских банковских бизнесов даст 3,5 млрд евро в год прибыли — в основном за счет сокращения штатов на 10%.
Как пишут в своем отчете аналитики инвестиционной компании Ixis Securities, цена слияния ($91 млрд, цена каждой акции ABN — 35 евро) совпадает с прогнозами рынка и составляет 33-процентную премию по отношению к цене ABN до того, как банки сообщили о начале переговоров. Однако она все-таки ниже текущей цены акций ABN в 37 евро, которая поднялась буквально за последнюю неделю на ожиданиях, что конкуренты сделают более выгодное предложение.
По мнению председателя совета директоров ABN Рейкмана Грунинка, совет рассмотрит все предложения, однако, с его точки зрения, предложение Barclays станет для акционеров лучшим выходом. «Шансы Barclays на успех довольно высоки», — считают в Ixis Securities. Однако аналитики инвесткомпании Collins Stewart считают цену, предложенную британским банком, недостаточно высокой, чтобы одержать победу над конкурентами.
Если сделка с Barclays все же пройдет успешно, то акционеры британского банка станут владельцами 52% объединенной компании под названием Barclays Group с штаб-квартирой в Амстердаме, а бренд ABN Amro, которому исполнилось 183 года, перестанет существовать. По данным газеты Financial Times, исполнительный директор Barclays Джон Варли будет управлять объединенным банком, тогда как ABN Amro назначит Артура Мартинеса, главу своего наблюдательного совета, на должность председателя правления. Ожидается, что Рейкман Грунинк выйдет в отставку или станет независимым директором.
Фонд с трудным детством
ABN Amro — крупнейший банк Нидерландов. Несмотря на долгую историю бренда, в нынешнем виде он существует менее двух десятков лет. Банковский холдинг был зарегистрирован 30 мая 1990 года. Сегодня совокупные активы банковской группы превышают $1,3 трлн, подразделения размещены в 23 странах Европы, а также в Казахстане, Узбекистане, Египте и Южной Африке. Еще два месяца назад никто не мог себе представить, что этот бизнес станет жертвой налета рейдеров.
Среди миноритарных акционеров банка появился достаточно активный лондонский хедж-фонд Childrens Investment Fund (в переводе его название звучит как Детский инвестиционный фонд). Ему принадлежит менее 1% акций банка, однако именно с его подачи вокруг ABN закипели нешуточные страсти.
Надо сказать, что этот фонд известен своим «ковбойским» прошлым. В 2006 году он возглавил восстание акционеров против руководства Deutsche Borse, заставив многих уйти в отставку. В результате немецкая биржа отказалась от своих планов по выкупу Лондонской фондовой биржи. Подобную тактику, сильно смахивающую на рейдерский набег, Детский фонд применил и в отношении ABN.
В 2006 году банк начал усиленно расширяться. Среди его приобретений были хедж-фонд International Asset Management, голландская банковская группа VermogensGroep, а также различные пакеты итальянских банков: 55,8% акций Banca Antonveneta, 3,86% Banca Intesa, 0,95% Capitalia. Кроме того, он увеличил до 49% свою долю в СП с китайской банковской группой.
Сверхактивный миноритарий воспользовался ситуацией, чтобы обвинить топ-менеджеров банка в том, что они не приносят достаточной прибыли для акционеров и не выплачивают им дивидендов, а вместо этого следуют неверной стратегии скупки активов. Хедж-фонд обратился с письмом к менеджменту банка, требуя от него отказа от всех дальнейших сделок по слияниям-поглощениям, а заодно потребовал и раздробления активов банка. В письме, в частности, говорилось, что с момента назначения Рейкмана Грунинка председателем совета директоров (в мае 2000 года) доходность акций банка не выросла, тогда как Dow Jones Euro Stoxx Banks Index за те же семь лет вырос на 44%.
Миноритарий обвинил руководство ABN в неэффективности и организовал утечку содержания письма в прессу. Дальше события должны были развиваться по знакомому сценарию: отставка руководства, смена стратегии, раздробление активов. От рейдера ABN может спасти слияние с «белым рыцарем» — британским Barclays, который проявил готовность выкупить бизнес ABN Amro. Этот сценарий в итоге и выглядит наиболее вероятным.
Галина АНТОНОВА