Простые американцы делятся с журналом CNNMoney.com своими историями неуспеха на фондовом рынке.
«Я приобрела дом для отдыха в качестве инвестиции»
Кристин Флад, 37 лет, инженер-программист (Денвер, штат Колорадо): «Еще с колледжа я имела дело с рынком аренды недвижимости и поэтому решила, что приобрести дом в собственность — хорошая идея. Но я и понятия не имела о том, что такое недвижимость для отдыха. Обслуживание таких домов обходится дорого — к примеру, для обслуживания гостей и уборки дома приходилось пользоваться услугами сотрудников управляющей компании, а это 30—50% того, что вам платят в качестве арендной платы. Да и сам дом стоит на 30 тыс. долларов меньше, чем на тот момент, когда я его покупала.
Как я исправила ошибку: мой отец объяснял мне, что дома для отдыха — это игрушки для богатых людей, и мне следовало бы к нему прислушаться. Когда этот рынок снова пойдет вверх, я продам свой домик и сосредоточусь на обычном рынке аренды квартир».
«Слишком много денег вложил в акции работодателя»
Дэниел С., 52 года, инженер, консультант (Глен Эллин, штат Иллинойс): «Около 10% своих личных средств я вложил в акции моей компании-работодателя и не сбрасывал их даже тогда, когда рынок начал падать. Я держался за эти акции, поддавшись своим чувствам, — как-никак, это же была компания, где я работал. А в 2010 году 50 тыс. долларов, вложенных в эти бумаги, обернулись 27 тыс. долларов.
Как я исправил ошибку: больше не поддаюсь эмоциям и внимательно слежу за своим инвестпортфелем».
«Я доверилась советам профессионалов и не обратила внимание на комиссии, которые взимал инвестфонд»
Филлис Гудман, 63 года, пенсионерка (Форт Уорт, штат Техас): «Когда я вышла на пенсию, то предоставила свой пенсионный счет управляющей компании, которая занималась моими страховками в течение 30 лет. Я слепо доверилась рекомендациям агента и не обратила внимания на комиссии, которые взимают инвестфонды. В итоге я потеряла деньги и выплатила существенные суммы в качестве комиссий.
Как я исправила ошибку: я вывела свои средства из этой компании, самостоятельно изучила предложения на рынке и вложила средства в другую компанию. Теперь я сама управляю своими деньгами, настаиваю на диверсификации портфеля и всегда стараюсь быть в курсе происходящего».
«Я слишком боялся рисковать»
Син Хан Лай, 33 года, проектный менеджер (Кос Коб, штат Коннектикут): «Уволившись в 2002 году, я сменил свой пенсионный аккаунт и просто хранил свои деньги в наличных. Лучше бы я их куда-нибудь инвестировал после краха «доткомов». Так я прожил до 2008-го, а потом попытался играть на бирже и потерял все свои средства.
Как я исправил ошибку: я сожалею о том, что не изучал финансы самостоятельно или через друзей и родных, так что теперь я много читаю по этой теме и внимательно управляю своими деньгами. Я открыл новый отдельный пенсионный счет, а еще один финансовый аккаунт выделил для игры на бирже — тут я позволяю себе творческий подход».
«Я вложил средства на краткосрочные цели в «длинные» бумаги»
Пол Джарвис, 29 лет, финансовый управляющий (Фарго, штат Северная Дакота): «Мне было 16 лет, когда умер мой отец (случилось это почти 15 лет назад). Я унаследовал дом и страховые выплаты, чего, как я полагал, должно было хватить на оплату обучения в колледже и, возможно, на жизнь. Я последовал советам моего брокера и вложил свои средства в долгосрочные инструменты. На следующий год рынок существенно просел, а на тот момент мне надо было платить за обучение, и я не мог справляться с колебаниями рынка.
Как я исправил ошибку: я внимательно отношусь к своим краткосрочным потребностям, но не забываю и о долгосрочных вложениях, которые чреваты различными рисками. Я восстанавливаю баланс своего инвестпортфеля, когда рынок заметно снижается, и, помимо того, я урезаю все ненужные расходы и постоянно активно откладываю сбережения».
«Я вкладывался в «перегретые» инструменты»
Гэри Резник, 55 лет, психолог-исследователь (Сан-Франциско, штат Калифорния): «Когда на рынке надувался «технологический пузырь», я вложился в акции высокотехнологичной компании, которые на тот момент и так уже высоко котировались. И даже когда они рухнули, я несколько лет держал в них свои деньги, пока не вышел из них окончательно.
Как я исправил ошибку: я больше не инвестирую в «перегретые» бумаги, что с данной точки зрения означает практически любые инструменты сегодня. Я в большей степени придерживаюсь стратегии «купи и держи», и я более дисциплинирован. Я диверсифицирую, держусь долгосрочных стратегий и не трачу много на комиссии».
«Я не продала бумаги вовремя»
Мэри Мэгрэй, 59 лет, редактор и университетский преподаватель (Мэдисон, штат Висконсин): «Я стала инвестором как раз во времена технологического и интернет-бума на рынке. Я наблюдала за тем, как мои активы выросли вдвое, втрое, а потом и вчетверо. Проблема оказалась в том, что я не смогла продать свои бумаги, когда они начали падать, — слишком сильна оказалась во мне жадность. Сегодня у меня было бы гораздо больше денег, если бы я продала свои акции, когда они высоко котировались.
Как я исправила ошибку: не думаю, что стремиться успеть за рынком — хорошая идея. Если рост каких-либо бумаг становится иррационально высоким, от них лучше избавляться. На сегодня я постоянно продаю какие-либо из своих высокоприбыльных активов, и меня больше не беспокоят взлеты и падения на рынке. А когда рынок продолжительное время находится на высоких отметках, я получаю свои прибыли».
«Я запаниковал»
Том П., 45 лет, агент по клиентскому обслуживанию (Тампа, Флорида): «В июле 2008-го я вложил деньги в активно набиравший рост фонд и полагал, что совершил покупку в нижней точке. Но когда индекс Dow Jones упал с 9 500 пунктов до 7 000, я запаниковал и сбросил бумаги. Если бы я не обращал внимание на то, что говорили по этому поводу и не поддался бы волнению, то заработал бы гораздо больше. Надо было не волноваться и сохранить эти бумаги.
Как я исправил ошибку: сегодня рынок настолько волатилен, что я не намерен сходить со своего пути, буду по-прежнему вкладываться в бумаги фонда, которые я приобрел».
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru