Второе чтение законопроекта «О национальной платежной системе» перенесли на 14 июня. Характерны причины переноса: закон, который должен позволить более свободно пользоваться современными электронными сервисами, не был вовремя размещен в электронной базе документов Госдумы. При желании в этом можно увидеть интригу банковского лобби, из рук которого ускользает огромный сегмент финансовых операций. Ведь закон фактически разрешил небанковским платежным агентам вести счета и осуществлять расчеты. Одно ограничение: на остатки средств нельзя начислять проценты и нельзя давать взаймы. Тем не менее, осуществлять расчеты могут уже не только банки, и недаром публику стали пугать, что с помощью мобильников все станут расплачиваться за наркотики.
Закон легализует такие активно развивающиеся современные средства небанковских финансовых расчетов, как платежные терминалы, интернет-деньги и мобильные платежи. Это очень по-русски: разрешить то, что и так прекрасно существует. Тем не менее, для бизнеса всевозможных «Киви» и «Веб-Мани» законодательная санкция имеет значение: теперь, когда их не просто «по факту никто не трогает», а признают абсолютно законными, у инвесторов исчезнут всякие сомнения, и электронные системы могут начать выпускать акции и вливаться в крупные бизнес-группы. Плюс крупные корпорации перестанут стесняться пользоваться этими платежными сервисами — и «интернет-мани» смогут освоить почти нетронутый рынок корпоративных клиентов. Хотя цена за полную легальность высока — лицензирование. Оператор электронных платежей должен быть кредитной организацией и получать лицензию в ЦБ — правда, не обычную, банковскую, а «облегченную». Но, зная, как тщательно и глубоко наш ЦБ умеет регулировать все, к чему допущен, можно предположить, что требования ЦБ и объемы сдаваемой регулятору отчетности будут расти с каждым годом. Детство кончилось.
Тем не менее, рынок небанковских платежей, на который обязательно придут новые инвесторы, будет бурно развиваться, и мы еще увидим на нем всякие чудеса, новаторские услуги и невообразимые сервисы. Главное, окончательно подорвана монополия банков на расчеты, и последствия этого факта сегодня пока трудно представить. Кстати, в последней версии законопроекта зарубежным карточным системам Visa и MasterCard все-таки разрешили пользоваться процессинговыми центрами, расположенными за границей России. Комментируя эту поблажку, депутат Владислав Резник высказался в том смысле, что с развитием альтернативных платежей банковские карточки скоро отомрут. Ему не пришло в голову, что он пророчит гибель не только Visa, но и продвигаемому Сбербанком и президентом Дмитрием Медведевым проекту «Русской Визы». Того и гляди, пока проект «национальной карты» раскрутится, мы будем жить совсем в другом мире.
Константин ФРУМКИН