Для российских финансовых посредников необходимо ввести аттестацию или лицензирование, или квалификационные экзамены, как в США, говорил мне недавно глава одной из госструктур. «Например, коллекторы — в этой профессии должны соблюдаться элементарные требования, хотя бы чтобы человек не имел судимости, не был на учете в психдиспансере, не говоря уже о профессиональных требованиях — человек должен хоть какое-то юридическое образование иметь!» — аргументировал он.
Сразу скажу — это был не Геннадий Онищенко, а вполне нейтральный по отношению к коллекторам и даже заказывающий их услуги для работы с долгами своих заемщиков человек. Он как раз опасался, что коллекторы поведут себя незаконно, а потом проблем с клиентами и регулятором не оберешься.
Должна ли работа каких бы то ни было финансовых посредников регулироваться? И кому это нужно?
Самый скандальный пример, когда финансовые посредники стали причиной огромных репутационных и финансовых потерь, — незаконный перевод пенсионных накоплений.
Месяц назад тысячи россиян обнаружили, что их пенсионные деньги были по поддельным заявлениям переведены в какие-то фонды, о которых они раньше даже не слышали. «Постарались» агенты фондов, получающие комиссионные от фонда за каждое принесенное заявление.
Шум поднялся нешуточный, делом заинтересовалась прокуратура, никому из участников рынка не удалось сохранить репутацию. Негосударственные пенсионные фонды начали отчитываться о проведенных внутренних расследованиях и выявленных мошенниках-агентах. Подмоченной оказалась и репутация Пенсионного фонда России, который переводил деньги по фальшивым заявлениям. К тому же появилось подозрение, что мошенники, скорее всего, пользовались базой данных ПФР с номерами «пенсионных страховок» граждан.
Чтобы смыть пятно, ПФР был вынужден провести рейд по «Горбушке», после чего официально объявил, что продаваемые там базы данных к фонду отношения не имеют. После этого ПФР разорвал соглашения с тремя негосударственными пенсионными фондами, что для них равносильно потере значительной части бизнеса — без соглашения с ПФР фонд практически не сможет привлекать накопления граждан.
За поискам виноватого и обменом оскорблениями никто из участников рынка не задался вопросом: а что дальше делать с агентами? Ведь даже те, которых сегодня поймали за руку в одном фонде, завтра вполне могут приносить заявления на накопления уже в другой фонд. Потому что даже черного списка недобросовестных агентов на рынке нет.
Что уж говорить о лицензиях, квалификационных экзаменах или хотя бы справках об отсутствии судимости.
Наталия БИЯНОВА