За 2011 год ГУВД Москвы удалось закрыть лишь восемь нелегальных пунктов обмена валюты (не имеющих отношения к какому-либо банку), притом что только в официальном списке, составленном ЦБ для правоохранительных органов, с начала года их появилось 38. Зато ГУВД выявило нарушения правил проведения кассовых операций в пяти банковских операционных кассах, занимающихся обменом валюты, о чем сообщило в ЦБ. Пока регулирующие и правоохранительные органы обмениваются информацией, нелегальные обменники продолжают процветать, указывают эксперты.
С начала 2011 года правоохранительные органы проверили в Москве около 50 обменных пунктов, сообщили «Ъ» в пресс-службе ГУВД Москвы. По результатам проверок удалось выявить 18 незаконных обменников (работающих без банковской лицензии), десять из которых были закрыты, однако через какое-то время они открывались снова. Полностью закрыть удалось лишь восемь незаконных обменных пунктов, по пяти из них были возбуждены уголовные дела.
Все пункты обмена валюты, не относящиеся к банкам, с 1 октября прошлого года незаконны, согласно указанию ЦБ. С 10 мая 2010 года банкам было запрещено открывать новые пункты обмена валюты. Обменники, открытые до 10 мая, к 1 октября 2010 года должны были быть преобразованы в другие типы внутренних структурных подразделений банков, осуществляющих и иные банковские операции кроме валютообменных, либо закрыты.
Проверки ГУВД осуществляются на основании обращений граждан, а также списка нелегальных обменных пунктов, формируемого ЦБ специально для сведения правоохранительных органов (влиять на деятельность небанковских обменников ЦБ самостоятельно не может). С начала года в списке ЦБ появились адреса 38 обменников, не относящихся к банкам. Сколько из них было проверено, в ГУВД ответить затруднились, указав, что осуществляют планомерную работу с такими «точками».
Всего, согласно данным ЦБ на 27 мая, в Москве работает 6128 официально открытых внутренних структурных подразделений банков, имеющих валютную лицензию, то есть с начала года милиционеры проверили 0,8% операционных касс. По словам сотрудника управления экономической безопасности, пожелавшего остаться неназванным, «причина — в сложностях проведения оперативной работы». «При этом, даже если мы выявляем незаконные обменники и возбуждаем дело об административном правонарушении по ст. 14.1 («Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения»), на следующий день в том же помещении может быть открыт новый»,— продолжает собеседник «Ъ». По его словам, уголовное дело (по ст. 171 УК РФ — «Незаконное предпринимательство») удается завести не всегда, так как для этого необходимо, чтобы в обменном пункте находилось минимум 1,5 млн руб.— именно столько минимально составляет «крупный ущерб гражданам, организациям или государству», который позволяет квалифицировать такое деяние как уголовно наказуемое. Зачастую мошенники знают об этом и держат в обменниках не более 1 млн руб., говорит источник «Ъ».
Впрочем, нарушения правоохранительные органы выявляют не только в незаконных обменниках, но и в тех, что работают официально, имея банковскую лицензию. По словам начальника пресс-службы управления экономической безопасности ГУВД Москвы Ирины Волк, некоторые из банковских мелких обменных пунктов нарушают правила проведения кассовых операций. «Такие обменные пункты искусственно занижают сумму получаемой прибыли с целью уклонения от уплаты налогов. И хотя специально такими кассами мы не занимаемся, в ходе проверок подобные нарушения периодически выявляются,— указывает она.— По всем фактам таких нарушений мы направляем соответствующую информацию в Центральный банк». С начала года ГУВД выявило пять таких операционных касс.
Пока ЦБ и ГУВД обмениваются информацией, незаконные обменники в Москве процветают. «По сути, ситуация за год мало изменилась — многие мелкие обменные пункты лишь сменили вывеску, назвавшись операционными кассами»,— говорит директор департамента банковского консультирования консалтинговой группы «НЭО центр» Евгений Трусов.
Василий НАНТАЙ