Сейчас нет необходимости координировать заемную политику госкомпаний, но проблема может возникнуть, заявил замминистра финансов Сергей Сторчак (цитаты по «РИА Новости»). «Возможность резко вмешаться» нужна на случай возникновения чрезмерных рисков для стабильности всей финансовой системы, подчеркнул он.
Минфин предупреждал компании о больших валютных рисках еще в начале 2000-х., вспоминает Сторчак: «Все думали, что такие самостоятельные и могут обойтись без властей, и случилось то, что случилось — в «день суда» им приходится обращаться за помощью властей». Идея контроля внешних займов особенно активно обсуждалась после того, как в декабре 2008 г. пришлось спасать активы российских компаний от кредиторов, говорит Владимир Тихомиров из ФК «Открытие».
До сих пор госкомпании добровольно информировали Минфин о долговых планах. Обсуждались разные варианты усиления контроля и дестимулирования внешних займов, например налоговые меры. Вчера Сторчак рассказал еще об одном: госкомпании могут обязать резервировать часть внешних займов в ЦБ по нулевой ставке.
Решение о займах компания принимает через существующие корпоративные процедуры, влияние государства ограничено присутствием в органах управления, в том числе в совете директоров, отмечает директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков. Но необходимо его сокращать, а совет директоров не принимает решения по займам, если это не крупная сделка или сделка с заинтересованностью, продолжает он. Осколков считает, что государство должно осуществлять мониторинг долговой нагрузки на госкомпании, но действовать исключительно через механизмы корпоративного управления. К тому же компании вообще не могут открывать счета в ЦБ, только банки могут это делать, напоминает он.
Резко займы росли в преддверии кризиса, сейчас они вернулись к докризисному уровню. В начале 2006 г. внешний долг госбанков и госкомпаний составлял $68,7 млрд, к 1 октября 2009 г. — $148,4 млрд, в начале 2010 г. — $128,8 млрд, к 1 января 2011 г. составлял, по данным ЦБ, около $150 млрд (частного сектора — $290 млрд).
Государство — основной акционер «Роснефти», все крупные сделки и займы и так согласовываются, замечает ее представитель. Разрыв в ставках при займах госкомпаний на внешних и внутренних рынках — 3—4 п. п., подсчитала Анна Пестова из ЦМАКП. «Государству хочется не давать госкомпаниям занимать на внешнем рынке, но сложно заставить компании нести издержки
Екатерина КРАВЧЕНКО, Маргарита ЛЮТОВА