По результатам наших исследований 27 крупнейших региональных экономик ни один регион в 2010 г. еще не вышел на темпы развития, сравнимые со средними показателями в докризисные 2002—2008 гг. ни по приросту ссудной задолженности, ни по приросту средств в обороте предприятий и другим важным параметрам. Говорить о бурном росте рано еще в ближайшие год-два. Чрезмерная закредитованность, серые схемы, нестабильность, отсутствие залогов — все это, к сожалению, распространенные явления в малом и среднем бизнесе (МСБ).
Всем известно о таких трудностях МСБ, как коррупционное притеснение, увеличение теневой составляющей в связи с повышением в этом году налоговой нагрузки, низкая конкурентоспособность и др. Но хотелось бы обратить внимание на, пусть немногочисленные, положительные стороны российского предпринимательства.
Практически в каждом регионе, пусть не в самом богатом или даже в дотационном, есть несколько прибыльных, крупных по региональным меркам предприятий, независимых и не поддерживаемых ни олигархическими структурами, ни властями. Кто же эти счастливчики? Не претендуя на точность описания бизнесов и конкретные примеры, можно определить их общие черты.
Обычно это местные лидеры отрасли с годовым оборотом 300 млн — 2 млрд руб., хотя нередко их бренды известны и далеко за пределами родных регионов. Их отраслевая принадлежность самая разная, в основном, это обрабатывающие производства. Изначально они зачастую достались собственникам в результате приватизации в 1990-е гг., и почти развалившиеся комбинаты, фабрики, заводы, терминалы новые хозяева сумели превратить в стабильно работающие и приносящие прибыль структуры. Не имея поддержки от крупных акционеров, эти компании развиваются в основном за счет внутренних резервов. Это классический пример того, как не надо вытаскивать деньги из оборота, и, как инвестируя заработанное обратно в производство, можно достичь лидерства.
Более того, такие региональные компании вполне успешно конкурируют по цене и уж тем более по качеству с наводнившим страну китайским ширпотребом. В силу разных причин нередко эти предприятия постепенно теряют долю рынка, но успешно борются с этой тенденцией, инвестируя в модернизацию производства и снижая тем самым себестоимость. Также они находят новых заказчиков и выпускают другую продукцию. Эти компании имеют серьезные планы по развитию бизнеса, постройке новых цехов и при этом пока несут довольно низкую кредитную нагрузку. Кстати, по данным исследований рейтингового агентства «Эксперт РА», доля инвестированных в модернизацию производства средств пока составляет 16% от объема выданных в 2010 г. ссуд. Но в ближайшие годы ожидается, что этот показатель превышен знаковый уровень в 25%.
Как правило, компании описываемого типа не несут серьезных политических рисков. Губернаторы сами заинтересованы в их процветании, так как покушаться на курицу, которая несет золотые яйца, просто неразумно ни для регионального бюджета, ни для поддержания репутации перед вышестоящим руководством. Для олигархических структур такие предприятия сегодня, в основном, не представляют большого интереса, так как их рентабельность зачастую намного ниже, чем в сырьевом бизнесе, прибыли в десятки и сотни раз меньше, плюс чтобы удержаться на плаву требуется кропотливая работа и полное погружение в бизнес.
Однако на таких клиентов постоянно обращены взоры множества банков. И чтобы стать их кредитором, требуется очень длительное взаимодействие. Порой для этого необходимы годы, но зато потом банк при качественном обслуживании сохраняет сотрудничество на много лет. Такие предприятия — ядро клиентской базы любой кредитной организации. Более того, они и являются, по сути, локомотивами российской экономики, которая вопреки сложившемуся стереотипу живет не только за счет голубых фишек, особенно в регионах. Вместе взятые, такие компании являются не меньшим национальным достоянием, чем «Газпром».
Андрей ШИРОКОВ
Автор — заместитель председателя правления Инвестторгбанка