На прошлой неделе в Правительстве разгорелся крупный скандал с далеко идущими последствиями. Заместитель председателя Правительства Александр Жуков своим письмом фактически вернул во второе чтение законопроект о «Банке развития». Никакой интриги бы не было, если бы Жуков и Фрадков не придерживались различных взглядов на одну и ту же проблему.
Предполагается, что на «Банк развития» будут возложены обязанности по кредитованию крупных инфраструктурных проектов, поддержке российского экспорта и созданию благоприятного инвестиционного имиджа, а соответственно, и повышению рейтинга нашей страны за рубежом. Уже решено, что первоначально капитал новой государственной организации составит примерно 2,5 млрд. долларов.
Председатель Правительства Михаил Фрадков считает, что создается совершенно новый, эксклюзивный финансовый инструмент для обеспечения развития экономики страны. По словам Фрадкова, эксклюзивность нового экономического оружия российского Правительства будет заключаться в том, что компания, которую собираются создать, будет вроде бы как банком, но в то же время и не банком, а некоммерческой организацией, что уже само по себе полная противоположность банку. А раз это некоммерческая организация, то ей положены различные льготы и преференции, в том числе в части налогообложения. Дальше всех решил пойти Фрадков, предложив вообще освободить банк от налога на прибыль и от контроля со стороны Центробанка, еще раз сославшись на уникальность и эксклюзивность продукта.
Кажется, что Правительство опять пытается скрестить бульдога с носорогом. Но пусть себе тешатся наши министры, придумывая новые точки роста. По словам Германа Грефа, организация, которую он именует «Банк развития», начнет выполнять функции специального финансового института, основной целью которого станет обеспечение диверсификации экономики, поддержка крупных инфраструктурных проектов с участием государства. «Банк развития» будет осуществлять среднесрочные и долгосрочные программы финансирования крупных инвестиционных проектов.
Созданная компания сможет предоставлять услуги по кредитованию, экспертизе проектов, участвовать в синдицированных кредитах, а также предоставлять гарантии коммерческим банкам по кредитам. Однако Александр Жуков настаивает на том, чтобы банк кроме этого мог совмещать еще и функции кредитования и страхования, что запрещено для всех остальных.
По мнению Правительства, «Банк развития» не станет конкурировать с коммерческими кредитными организациями, что никак не отразится на состоянии конкуренции на банковском рынке. Кроме того, он не будет регулироваться Банком России, как другие коммерческие банки, при этом ему запретят выдавать кредиты физическим лицам и быть участником рынка ценных бумаг. Однако за деятельностью организации установят ограниченный контроль со стороны Центробанка в части получения всех документов аудита и годовой финансовой отчетности, а со стороны исполнительной власти контролировать деятельность «Банка развития» будет Правительство в лице наблюдательного совета.
Наконец-то нашлось применение и пенсионным деньгам. Банк сможет управлять накопительной частью пенсий тех, кто по каким-либо причинам не определился, кому доверить свои накопления — НПФ или государству. «Банк развития» создадут на базе Внешэкономбанка СССР, с последующей передачей в уставный капитал контрольного пакета акций Российского банка развития (РосБР) и Российского экспортно-импортного банка (Росэксимбанка), что обеспечит полный контроль государства над создаваемой организацией.
Вот и получается, что, как видно, в этом направлении «Банк развития» будет конкурировать с частными финансовыми институтами и прямо заинтересован, чтобы как можно больше людей и дальше не определялись с выбором управляющей их пенсионными накоплениями организацией. А после создания таких конкурентных сфер их окажется наверняка еще больше.
Какое название получит новая организация, пока еще не решено. Греф предлагает «Банк внешнеэкономической деятельности и развития РФ», Кудрин — «Корпорация развития России». Однако несомненно, что «Банк развития» станет одним из ключевых элементов в среднесрочных программах, обеспечивая потребности бизнеса в «длинных» деньгах.
Юлия ПОПОВА