По нашим данным, в 2006 году около 35% автомобилей продавались в кредит, популярность автокредитных программ с каждым годом растет, как и растет количество продаваемых автомобилей. Мы полагаем, что через какое-то время процент продаваемых в кредит автомобилей может увеличиться до общеевропейского уровня — 60—80%.
Однако до сих пор автопроизводители развивали свои специальные программы совместно с российскими банками -парт-нерами. Схема сотрудничества заключается в том, что процентная ставка по кредиту, выдаваемому российским банком, «компенсируется» со стороны производителя в лице его финансовой компании. Первым, кто несколько лет назад стал использовать подобную схему для стимулирования продаж, был Ford. Сейчас на рынке подобных предложений уже достаточно много. В качестве примера можно привести эксклюзивное сотрудничество ММБ с RCI Banque и российскими представительствами компаний Nissan и Renault. В настоящее время в салонах официальных дилеров этих компаний действуют специальные кредитные программы Nissan Finance, Infiniti Finance и Renault Credit, по которым установлены льготные условия кредитования. Также в конце прошлого года ММБ подписал партнерское соглашение с компанией DaimlerChrysler Financial Services Russia.
В последнее время все чаще обсуждается вопрос о перспективах прямого выхода на российский рынок дочерних финансовых структур иностранных автоконцернов. Например, недавно о таких планах заявил банк Toyota, и, по всей видимости, он должен будет составить прямую конкуренцию тем российским банкам, которые в настоящее время работают с Toyota по автокредитованию. Аффилированные с автопроизводителями финансовые структуры имеют значительные ресурсы для развития автокредитования. Действующая сейчас схема сотрудничества с российскими банками уже не будет актуальной. Автопроизводители смогут развивать автокредитование самостоятельно. Однако пока об этом сложно говорить как о ближайшей перспективе кардинального изменения расстановки сил на отечественном рынке автокредитования. Дело в том, что для успешного выхода в Россию финансовым компаниям автоконцернов необходимо хорошее знание местных реалий и специфики рынка. Кроме того, они должны понимать, что их выход может оказаться довольно продолжительным. Ведь для того, чтобы иметь возможность работать в России по автокредитованию, необходимо иметь соответствующую лицензию Центробанка. Процедура ее получения «с нуля» занимает как минимум 2 года. Другой вариант — купить банк в России с лицензией, однако это также не является простым решением проблемы. Сейчас, работая с российским банком -партнером, автопроизводители имеют возможность воспользоваться его сетью отделений, технологиями, персоналом и т. п. Начав самостоятельную работу, все процессы придется налаживать также самостоятельно, и сколько времени на это потребуется, предположить сложно.
Алексей АКСЕНОВ, генеральный управляющий по розничным продуктам и услугам Международного московского банка