Сегодня в Нижнем Новгороде открывается саммит Россия-ЕС, который может оказаться прорывным для реализации программы «Партнерство для модернизации». Как выяснил «Ъ», РФ и ЕС вплотную подошли к тому, чтобы наполнять ее реальными деньгами — кредиты до €2 млрд на проекты в рамках бизнес-части программы готовы предоставить ВЭБ, Сбербанк, ЕБРР и Европейский инвестиционный банк (EIB). Пока неизвестно, в какой степени Россия готова вернуться к проектам «дорожных карт» ЕС-Россия 2005 года, предусматривавших в итоге создание «общего экономического пространства». Но уже известно, чего Россия ждет в обмен на лояльность к ЕС: Москва намерена также жестко поставить вопрос о своем присоединении к ВТО уже в 2011 году и потребует до конца июня 2011 года согласовать с ЕС совместный план действий по введению безвизового режима.
Прошлый саммит Россия-ЕС в Брюсселе оказался столь успешным, что и на нынешнюю встречу Москва возлагала большие надежды. В декабре стороны подписали меморандум о взаимопонимании по условиям присоединения РФ к ВТО. «После подписания соглашений с США и ЕС присоединение России к ВТО практически становится реальностью»,— победно провозгласил тогда президент Дмитрий Медведев. Еще более многообещающим был прорыв на визовом направлении: Россия и ЕС договорились оперативно подготовить и принять пошаговый план продвижения к безвизовому режиму. «Саммит станет достойным аккордом последних четырех лет, когда в отношениях с ЕС произошел подлинный прорыв»,— еще весной хором твердили источники «Ъ» в ведомствах, причастных к подготовке мероприятия.
Как выяснил «Ъ», надежды российских переговорщиков сбудутся, но лишь отчасти. «В ходе саммита будет сделан очередной доклад по выполнению нашей с ЕС программы «Партнерство для модернизации». Мы вплотную подошли к тому, чтобы перевести этот документ с языка политики на язык бизнеса»,— рассказал «Ъ» источник, знакомый с содержанием доклада (с российской стороны его готовит Минэкономразвития).
По словам собеседника «Ъ», в документе впервые будет прописан механизм финансирования проектов в рамках двусторонней программы. «Кредитовать проекты и предоставлять банковские гарантии с нашей стороны согласились ВЭБ и Сбербанк, а с европейской — EIB и ЕБРР»,— отмечает он. Ключевую роль будут играть именно ВЭБ и EIB. По словам источника «Ъ», в проекте доклада зафиксирована общая сумма кредитных ресурсов, которые готовы предоставить участники программы,— €2 млрд, однако не исключено, что к моменту утверждения документа ее сократят до €1 млрд. «Пока есть договоренность по €1 млрд для первого этапа программы, а большая сумма — дело будущего»,— подтверждает источник «Ъ» в правительстве РФ.
По словам собеседника «Ъ» в МИД РФ, появились и серьезные наметки того, как наполнить «Партнерство для модернизации» реальным содержанием. «Активно помогать в поиске конкретных проектов вызвался Круглый стол промышленников и предпринимателей России и ЕС. Мы ожидаем, что именно эта структура будет предлагать совместные проекты для реализации, а банки — предоставлять финансирование»,— говорит он. Это «Ъ» подтвердили и в секретариате Круглого стола промышленников и предпринимателей (КСП) России и ЕС. По словам источника «Ъ» в секретариате, КСП уже предложил ряд проектов и выступил с инициативой создать реестр унифицированных критериев для их отбора. «Необходим четкий набор критериев, который был бы ясным и не слишком громоздким. Прежде всего, проекты должны быть совместными, то есть реализовываться компаниями из России и ЕС, а во-вторых — прорывными как для нас, так и для европейцев»,— говорит он.
Круглый стол промышленников и предпринимателей России и ЕС был создан в 1997 году по инициативе саммита Россия-ЕС. Совет КСП возглавляют гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс и президент Siemens Петер Лешер. С российской стороны в совет входят среди прочих глава «Реновы» Виктор Вексельберг, глава АФК «Система» Владимир Евтушенков, президент ВТБ Андрей Костин, глава ТМК Дмитрий Пумпянский, президент РСПП Александр Шохин, глава РЖД Владимир Якунин и глава «Северстали» Алексей Мордашов. Со стороны ЕС в совет входят главы Deutsche Bahn, Raiffeisen Bank, Carlsberg, ВР и Nokia.
Отметим, неопределенность с суммами финансирования «модернизационных проектов» ЕС и России в рамках программы легко объяснима: до сих пор нет ясности в том, что именно предполагается делать в рамках «Партнерства для модернизации». Напомним, сама по себе программа выросла из относительно неудачных программ сотрудничества ЕС-Россия в рамках «дорожных карт» 2005 года. Тогда на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин, премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и еврокомиссар по внешней политике Хавьер Солана договорились об адаптации сотрудничества РФ и ЕС к программе развития Европейского экономического пространства (ЕС создает его в рамках решений Римского саммита союза 2003 года). В итоге стороны должны были выйти на создание так называемого «общего экономического пространства» ЕС-РФ.
«Дорожные карты» выполнялись довольно плохо, и нынешняя программа «Партнерство для модернизации», по сути, является сокращенным по ряду параметров повторением некоторых их позиций. «Дорожные карты», действие которых формально не прекращено, можно разделить на три смысловые части. Первая — создание инфраструктуры взаимодействия государственных и общественных институтов ЕС и России: стороны предполагали финансировать постоянные и разовые консультации по ключевым вопросам, форумы, технические конференции и т. д. Вторая — гармонизация норм регулирования и права. В рамках этой составляющей предполагалось разрабатывать и внедрять программы сближения российской практики стандартизации и технического регулирования с нормами ЕС. В первую очередь ЕС в 2005 году интересовала такая гармонизация в области автомобильной, текстильной, химической промышленности, горнодобывающей отрасли и аэрокосмической промышленности, а также энергетики. Наконец, третья составляющая — совместная реализация «прорывных» совместных бизнес-проектов российских и европейских компаний, которые бы были, помимо прочего, «идеологически» окрашены: именно их и будет отбирать Круглый стол бизнеса. В качестве таких проектов в первую очередь ЕС интересовали проекты в области энергоэффективности, энергетики и, в частности, зеленой энергетики, кроме того, компании ЕС интересовал доступ на рынки российского ЖКХ, общественного транспорта, совместные проекты на стыке телекоммуникационного и космического секторов.
Собственно на саммите в Нижнем Новгороде и выяснится, что в «Партнерстве для модернизации» сохранилось от «дорожных карт» 2005 года. С тех пор Россия уже сумела де-факто самостоятельно пройти достаточно длинный и преимущественно самостоятельный путь в большинстве обсуждавшихся шесть лет назад сфер. Так, часть положений «дорожных карт» в области гармонизации норм права и регулирования в таможенной сфере уже выполнены, а в связи с созданием Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана часть проектов отложены на неопределенный срок: это уже не чисто российское дело. В рамках реформы техрегулирования Россия уже отчасти импортирует нормы ЕС, а от части «импорта стандартов», например еврокодов в строительстве, уже отказалась
Напротив, часть тем, в 2005 году выглядевших весьма утопическими, сейчас вполне актуальны. Так, совместное финансирование ЕС и РФ программ по поддержке развития гражданского общества, особенно в сфере социально ориентированных проектов, выглядят реализуемыми. ЕС сейчас даже в большей мере, чем шесть лет назад, интересуют совместные программы в области зеленой энергетики, хотя акценты здесь сместились: если в 2005 году ЕС настаивал на доступе европейских компаний к проектам в России в области «крупной» энергогенерации, то сейчас, после всех конфликтов с ЕС, связанных с Европейской энергетической хартией и «Газпромом», а также остановленной на новой стадии реформой электроэнергетики в РФ, речь идет, скорее, о локальных зеленых и энергоэффективных проектах среднего и малого бизнеса — отметим, в этой сфере в РФ ЕС будет конкурировать с Китаем, который также крайне интересуется участием в подобных программах в российских регионах.
В пресс-службе ВЭБа «Ъ» вчера сообщили, что госкорпорация, лимит кредитов в рамках «Партнерства для модернизации» которой совместно с ЕБРР составит $500 млн, рассматривает возможность финансирования проектов в области энергоэффективности, транспорта, инфраструктуры инноваций (бизнес-инкубаторы, технологические парки, центры бизнес-технологий, инфраструктура финансовых услуг малого бизнеса), фармацевтике и защите окружающей среды. В госкорпорации сказали, что в ближайшее время ВЭБ намерен подписать аналогичный меморандум с EIB. В ЕБРР «Ъ» подтвердили, что банк готов инвестировать в российскую модернизацию совместно с ВЭБом. В Сбербанке и EIB запрос «Ъ» оставили без ответа.
Пока неизвестно, в каком виде сохранятся в «Партнерстве ради модернизации» те части «дорожных карт», которые посвящены содействию ЕС в реформе российской судебной системы, а также проекты в борьбе с коррупцией — с 2005 года акценты в этой сфере в ЕС уже поменялись. Впрочем, поменялись и российские приоритеты. Так, Россия намерена продолжить на саммите давление на ЕС по вопросу отмены виз, а также воспользоваться энтузиазмом Европы для решения собственных проблем при присоединении России к Всемирной торговой организации.
Александр ГАБУЕВ, Дмитрий БУТРИН