Согласно последним исследованиям, почти 60% китайских предпринимателей, располагающих более 10 млн юаней (это $1,545 млн) в инвестируемых активах, подумывают об эмиграции с помощью программ капиталовложения либо уже находятся в процессе эмиграции. При этом 27% из тех, кто располагает 100 млн юаней, уже эмигрировали, а 47% размышляют над тем, чтобы покинуть родину, говорится в иследовании, проведенном China Merchants Bank и консалтинговой компанией Bain & Co.
Эти результаты согласуются с данными, предоставленными подразделением Казначейства США, отслеживающим незаконные денежные потоки: с начала прошлого лета зарегистрирована волна скрытых денежных переводов из Китая.
Почти все средства, поддерживающие различные методы эмиграции, выводились из Китая с нарушением строгих правил Пекина. Согласно данным некоммерческой организации Global Financial Integrity, Поднебесная является мировым лидером по незаконным безналичным переводам. Предполагаемая общая сумма утекших из Китая за границу денежных потоков с 2000-го по 2008 год составляет $2,18 трлн.
Поток денег, покидающих Китай, расширился в последнем квартале 2008-го. Произошло это после того, как центральное правительство анонсировало стимулирующий план, который инициировал новую фазу ренационализации экономики. Тогдашний премьер-министр Вэнь Цзябао принялся вливать наличность в госсектор, а государственные финансовые институты стали кредитовать преимущественно государственную инфраструктуру. Результатом стимулирующей программы явилось то, что около 95% прироста прибыли в Китае в 2009 году приписывали инвестициям и почти все инвестиции приходили из государственного сектора. Процентное соотношение для 2010 года будет немногим отличаться от этой цифры.
Тем не менее план Пекина сыграл на руку частным предпринимателям, которые, будучи отрезанными от многих секторов экономики государственными предприятиями, раздули свои капиталы как воздушные шары. Количество китайских предпринимателей, обладающих миллионными активами, согласно цитированному исследованию, достигнет в этом году 585 000 человек, почти вдвое больше, чем в 2008 году.
«Мы упорно работали последние 30 лет, развивали экономику, а теперь эти элитные члены общества убегают, унося с собой львиную долю богатства, — заявляет экономический аналитик Чжун Дацзюнь в интервью Global Times, газете, управляемой Коммунистической партией. — Потеря может оказаться больше, чем все иностранные инвестиции, которые мы привлекли. Это похоже на то, как во время сбора урожая обнаруживаешь вдруг, что все фрукты отправились в корзины других садоводов». Чжуну не стоит слишком удивляться. С 2008 года Пекин нападал на частных предпринимателей чаще, чем следовало, так что вполне естественно, что сейчас они пытаются защитить себя от государства.
Ситуация обещает ухудшиться, если в конце будущего года генеральным секретарем Компартии станет Си Цзиньпин, чего все и ожидают. В таком случае у владельцев частных предприятий, будут еще меньшие возможности, чем сегодня.
«Мы можем только надеяться, что богатых остановит патриотизм», — говорит Ся Сюэлуань из Пекинского университета. Это последний фактор, способный удержать китайских предпринимателей в Китае.
Однако положение вещей показывает, что этого недостаточно. Богачи страны изучают недвижимость Северной Америки и — если они этого еще не сделали — перевозят за границу свои семьи. За последние пять лет наблюдалось увеличение китайских иммигрантов-инвесторов в США на 73%. Канада ужесточает минимум требований к капиталовложениям для получения гражданства
В основном именно она стала причиной третьей волны скупки азиатами недвижимости в Ванкувере. Во время «беспрецедентного» подъема рынка в феврале этого года китайские покупатели увеличили продажи недвижимости на 70% по сравнению с предыдущим месяцем.
Получается, что иностранцы инвестируют в Китай, а китайские предприниматели выводят свои капиталы из страны. Кто из них, по вашему мнению, больше знает о том, что происходит?
Гордон ЧАН