Цена самой дорогой сделки в истории банковского сектора повышается. Вчера консорциум банков во главе с британским Royal Bank of Scotland (RBS) предложил за голландский ABN Amro на 7 млрд долл. больше, чем готов заплатить Barclays. Аналитики отмечают, что предложение RBS гораздо привлекательнее, однако ему будет противиться руководство ABN Amro, которое не хочет, чтобы банк растащили по частям.
Консорциум, который помимо RBS включает бельгийско-голландский банк Fortis и испанский Santander, готов заплатить за ABN Amro 72 млрд евро. (около 98 млрд долл.). Это может привести к срыву слияния ABN Amro с британским Barclays, которое в понедельник уже поддержали советы директоров обоих банков. Предложение консорциума на 13% выше 67 млрд евро, которые готов заплатить Barclays. Кроме того, консорциум готов предоставить 70% суммы наличными и оставшуюся часть в виде акций RBS, в то время как сделка с Barclays предполагает только обмен акциями.
Слияние с Barclays позволило бы ABN Amro стать банком мирового уровня. В результате этой сделки может быть создан банк с капитализацией в 142 млрд евро: пятый по этому показателю в мире и второй — в Европе (после британского HSBC). Поэтому, по мнению аналитиков, против сделки с консорциумом будет активно выступать руковод ство ABN Amro, в частности гендиректор банка Рейкман Гренинк. Голландский Центробанк ранее также заявлял, что сделка с одним покупателем будет менее запутанной и рискованной, чем сделка сразу с несколькими игроками.
У консорциума европейских банков глобальных амбиций нет, каждый из них заинтересован в определенных активах ABN Amro. Fortis хочет добавить в свой портфель голландские операции банка, а Santander — получить контроль над активами в Италии и Бразилии. Для RBS ключевой интерес представляет американская «дочка» ABN Amro, банк LaSalle (его голландский банк намерен продать американскому Bank of America (BofA) за 15,5 млрд евро. Продажа самого привлекательного для консорциума американского бизнеса направлена на то, чтобы упрочить позиции Barclays в борьбе за ABN Amro.
Вчера RBS сообщил, что отмена этой сделки является обязательным условием для того, чтобы консорциум сделал формальное предложение. Вчера же ABN Amro опубликовал детали соглашения с BofA, из которых следует, что сделка может быть прекращена, если до 6 мая ABN получит более привлекательное предложение о продаже LaSalle. При этом BofA в течение еще пяти дней сможет повысить свою цену, а если он не пойдет на этот шаг, то получит отступные в размере почти 150 млн евро. В качестве еще одного предварительного условия консорциум во главе с RBS требует доступа к финансовой отчетности голландского банка.
ABN Amro вчера подтвердил, что получил предварительное предложение от консорциума и пригласил представителей банков на переговоры. В Barclays РБК daily отказались как-либо прокомментировать действия RBS, Santander и Fortis. Хедж-фонд TCI Fund Management, владеющий примерно 3% акций ABN Amro и выступивший в феврале с идеей о разделении банка, вчера назвал предложение консорциума привлекательным, призвал совет директоров ABN Amro поддержать его и отказаться от продажи LaSalle.
«Успех предложения консорциума будут зависеть от того, будет ли прекращена сделка по продаже LaSalle. Без него ABN Amro не представляет для RBS большого интереса. Я надеюсь, что Рейкман Гренинк откажется от продажи LaSalle, чтобы принять более конкурентное предложение», — отметил РБК daily аналитик Collins Stewart Алекс Поттер. По его мнению, с предложением о покупке LaSalle может также выступить JP Morgan, и поэтому RBS вряд ли станет делать отдельное предложение о покупке LaSalle, не желая быть втянутым в очеред-ную войну предложений. С этим согласен и аналитик Sanford Bernstein Энтони Бродбент. «Самый простой способ прибрать этот актив к рукам — получить полный контроль над ABN. Очевидно, что консорциум — более выгодный покупатель. Однако у Barclays все еще есть шансы преуспеть, потому что менеджмент ABN будет противостоять разделению банка на части», — рассказал он РБК daily.
«Barclays придется перекрыть предложенную RBS сумму как минимум на 10%», — полагает
Андрей КОТОВ