Определить, каким образом снижать ставку страховых взносов на 2012 и 2013 гг., чиновники правительства и Кремля должны до 22 июня. Такой срок им установил президент Дмитрий Медведев, поручив выбрать из двух вариантов. По первому ставка для крупного бизнеса сохранится на уровне 34%, для среднего — понизится «до уровня, близкого к 26%», а для производственного и работающего в социальной сфере малого предпринимательства составит от 16 до 20% (для торгового — 26%). По второму варианту общая ставка взносов снижается до 30%, но неторговый малый бизнес будет платить 16—20%.
Вчера сразу два высокопоставленных чиновника дали понять, каким будет решение. Днем помощник президента Аркадий Дворкович сказал, что ему первый вариант нравится больше, но при условии «удобной для бизнеса схемы администрирования разделения на крупный и средний бизнес». Если ее нет, то единственным вариантом остается общее снижение ставки до 30%, резюмировал он. Вечером его сомнения подтвердил замминистра финансов Сергей Шаталов. «Скорее всего, будет до 30%, для малого бизнеса — до 20%», — передает его слова «Интерфакс». По мнению замминистра, другой вариант «технологически, видимо, не имеет шансов». Хотя при названной чиновниками схеме снижения взносов доходы фондов сократятся (см. врез), этот выбор правильнее в том числе с точки зрения администрирования, согласен с коллегами высокопоставленный чиновник правительства. Ведь отличие ставки в 8 процентных пунктов создавало бы соблазн для крупных предприятий с большой долей затрат на оплату труда разделить бизнес на несколько «средних» юридических лиц, объясняет сотрудник налоговых органов.
Названная Шаталовым схема снижения взносов выгоднее крупному бизнесу, а в самом незавидном положении окажутся мелкие торговые предприятия. Ставка для них будет такой же, как для крупных и средних фирм, — 30%. Какая доля малых предприятий занимается именно торговлей, оценить трудно: каждое предприятие при регистрации записывает себе сразу несколько кодов экономической деятельности, среди которых может быть и торговля, и производство, объяснил сотрудник одного из внебюджетных фондов. Дворкович говорил, что торговцев в малом бизнесе около половины, по данным «Опоры» — 60%, по словам федерального чиновника, участвующего в обсуждении поправок, — до 80%.
У чиновников есть миф о заоблачной рентабельности торговли, считает вице-президент «Опоры» Владлен Максимов. Дискриминировать торговый малый бизнес — ошибка, ведь именно там и в сфере услуг большинство бизнесменов накапливает начальный капитал, напоминает Максимов, к тому же это важный инструмент борьбы с безработицей.
«Выбор между этими вариантами — выбор между двух зол, все равно получится зло», — считает президент «Деловой России» Александр Галушка. Снижение ставки до 30% не решает проблемы предпринимателей, как минимум нужно снизить ставку для всех до 26%, говорит он. А чтобы переломить тренд ухода бизнеса в тень, надо опустить взносы ниже уровня 2010 г., примерно до 22%, убежден Галушка.
Цена реформы
Минздравсоцразвития до конца недели рассчитает необходимый объем компенсаций Пенсионному фонду из бюджета. По оценке чиновника ведомства, участвующего в обсуждении реформы, снижение ставки до 30% без учета льгот для малого бизнеса обойдется примерно в 400 млрд руб.
Дмитрий КАЗЬМИН, Евгения ПИСЬМЕННАЯ