Третий год подряд вступление России в ВТО становится одной из главных тем на Петербургском форуме. На этот раз, в отличие от прошлых лет, отечественный бизнес убеждал партнеров дать России членство в организации почти уже без эмоций. Запад в ответ привычно требовал улучшения предпринимательского климата.
До 2014 года Россия и Евросоюз могут выйти на качественно новый уровень взаимодействия и интеграции, но для этого необходимо пройти три этапа развития бизнес-отношений, заявил глава «Роснано» Анатолий Чубайс на Петербургском экономическом форуме.
Первый этап должен завершиться в 2011 году вступлением России в ВТО. «Необходимо уложиться в данный президентом месячный срок для снятия всех мелких вопросов в отношениях России и ЕС по ВТО. Это политически важно, потому что в таком случае в декабре, на министерском совещании ВТО, может быть принято решение о вступлении России», — пояснил Чубайс. Второй этап должен охватить 2012 год, за это время предстоит решить две крупные проблемы. «Во-первых, это тактическое упрощение визового режима, что позволит в стратегии отказаться от виз, а второе — укрупнение структуры нового базового соглашения Россия — ЕС, которое должно прийти на замену устаревшему, принятому в начале 1990-х годов», — сказал глава «Роснано». Новое соглашение должно готовиться на базе вступления России в ВТО и включать инвестиционные вопросы и вопросы технического регулирования. И уже на третьем этапе, до 2014 года, Россия и Евросоюз должны подписать «юридически обязывающее соглашение», заключил Чубайс.
Но ключевой момент — это именно завершение процесса вступления России в ВТО. Он длится уже 18 лет и побил рекорд Китая, вступавшего в организацию 14 лет. В течение последних десяти лет российские власти заявляют, что цель близка — Россия может стать членом организации уже в текущем году.
«Мы раскрыли объятия так широко, что больше уже нельзя. Мы настойчиво стучимся в ВТО, но впечатление такое, что мы натыкаемся на проблемы, которые не до конца понятны», — подчеркнул председатель совет директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг. «Технически Россия готова, у нас практически не осталось нерешенных вопросов. Да и те несопоставимы с масштабом того пути, который прошла Россия, с той ценностью для всех участников, которую бы принесло вступление России в ВТО», — согласился генеральный директор «Северстали» Алексей Мордашов. По его словам, России уже давно пора переступить порог организации, но постоянно находятся какие-то барьеры: «Если у нас улучшаются отношения с европейцами, то американцы небыстро движутся. Сегодня быстрое движение со Штатами, но с европейцами задержка». «Необходимо появление доброй воли всех сторон», — призвал Мордашов.
Вступление России во ВТО уже третий год остается главной темой «круглых столов» Россия-США и Россия-ЕС в рамках форума. Еще в 2009 году на форуме российские бизнесмены жаловались на «неадекватную реакцию на появление крупного российского капитала на европейском рынке», приводили примеры того, как некоторые европейские торговые и таможенные документы «работают в другую сторону». Жалобами дело не ограничилось: через несколько дней после форума премьер-министр Владимир Путин объявил о том, что Россия будет присоединяться к ВТО в рамках Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном.
Фактически это означало отказ от вступления в организацию, поскольку весь процесс присоединения пришлось бы запускать заново.
Год спустя российские чиновники отказались от языка ультиматума: в 2010 году на Петербургском форуме они заявили, что Таможенный союз — это не альтернатива и не препятствие для вступления России в ВТО, членство в организации остается приоритетом внешнеэкономической политики. Долгие дискуссии на тему «кто виноват, кто первым сказал А, а кто первым Б» сегодня необходимо переформатировать, призывал Чубайс в прошлом году. Но дискуссия велась опять на повышенных тонах.
На этот раз о проблемах в экономических отношениях бизнесмены говорили почти без эмоций. «За последнее время, несмотря на активный диалог России и Америки, я, честно говоря, не смог бы привести примеры того, что бизнес нашел решение тех насущных проблем, которые перед нами стоят. Торговые отношения остаются на низком уровне, регулируются торговым соглашением, которое было подписано в доисторический период, в 1990-е годы», — констатировал Вексельберг.
Западные партнеры столь же дежурно говорили о необходимости улучшения инвестиционного климата.
«В России растет экономика, низкий уровень госдолга, но с начала года отток капитала из страны достиг $30 млрд. Это индикатор того, что не все делается. Необходимо улучшить предпринимательский климат, чтобы компании могли запускать стартапы», — сказал посол США в России Джон Байерли.
«Необходимо, чтобы диалог между властями, особенно региональными властями, и бизнесом проходил чаще и был более прозрачным. Необходима стабильная и предсказуемая среда», — вторил ему президент Carlsberg Йорген Расмуссен. Иностранных инвесторов пугают в России три фактора: непредсказуемость, несовершенства в законодательстве и иррациональная работа налоговой системы, напомнил председатель правления Raiffeisen Bank Герберт Степич.
Но даже если вступление России в ВТО случится в этом году, оно не снимет проблем в ее отношениях с Западом. «Чтобы план Чубайса реализовать, важнее болонский процесс в образовании, чем техническое регулирование. Необходим человеческий капитал, чтобы люди доверяли друг другу, чтобы знали и умели работать за рубежом», — заключил член набсовета ВТБ Сергей Дубинин.
Ольга ТАНАС