«Ф.» провел досмотр портфелей паевых фондов, которые выделяются годовой доходностью либо темпами привлечения средств пайщиков, и обнаружил ряд закономерностей.
Ухудшившееся отношение населения к коллективным формам инвестиций и фондовому рынку в целом не позволяет индустрии ПИФов достичь докризисных темпов роста. Тем не менее, кое-какие позитивные подвижки в общерыночной статистике прослеживаются. Так, за годовой период (с июня 2010-го по май 2011-го включительно) зафиксирован чистый приток в открытые и интервальные фонды в размере 2,8 млрд рублей. Правда, из ПИФов акций при этом было выведено почти 4,9 млрд рублей, а из индексных и смешанных — по 0,6 млрд рублей. Общий положительный результат объясняется в основном покупками паев фондов облигаций, которые пополнились на 8,2 млрд рублей (статистика Investfunds). Для сравнения: стоимость чистых активов всех открытых и интервальных ПИФов сейчас составляет 119,7 млрд рублей.
Реформа одной отрасли
Строго говоря, первое место в десятке самых доходных за год фондов следовало присудить не «Интерфин Телекому», а ПИФу под названием «Альфа-капитал — Фонд пенсионных резервов» с почти невероятным показателем +131%. Однако тот не прошел «стоимостной ценз»: чистые активы фонда недотягивают даже до 1 млн рублей. И все-таки интересно, каким же образом набежал такой высокий прирост стоимости пая, если даже индексы рынка акций выросли за тот же период на 26—37%. А фонд еще и является смешанным, то есть может включать значительную долю облигаций — инструментов, как правило, менее доходных. Впрочем, согласно последней квартальной отчетности, в ценные бумаги, вместе взятые, было вложено лишь 32% его активов, а остальная часть приходилась на дебиторскую задолженность.
Как пояснил заместитель гендиректора УК «Альфа-капитал» Олег Кессо, в 2007 году фонд создавался для инвестирования средств пенсионных резервов НПФов специально с учетом действовавших на тот момент ограничений. Но после изменения законодательства компания решила пересмотреть его инвестиционную стратегию, поэтому сейчас правила находятся на стадии перерегистрации. К концу прошлого года из фонда была выведена основная часть активов. А в первом квартале в его состав возвращены резервы под выплату вознаграждений, к тому же поступили дивиденды. С учетом нынешнего незначительного объема ПИФа произошел резкий «бумажный» скачок доходности.
Что касается стратегий реально работающих фондов, принесших пайщикам максимальный доход, то их объединяет фокус на инвестиции в акции операторов фиксированной связи. Так, в портфеле «Интерфин Телекома» на протяжении всего периода поддерживалась высокая доля бумаг межрегиональных компаний «Ростелекома». Кроме того, во время снижения рынка существенная часть активов переводилась в денежные средства, что сдерживало обесценение стоимости пая, уточнили в УК «Интерфин Капитал». Занимающий вторую строчку смешанный «Метрополь Афина» не является отраслевым в отличие от других ПИФов-лидеров («ВТБ — фонд телекоммуникаций», «ТКБ БНП Париба — российские телекоммуникации», «Тройка Диалог — телекоммуникации»). Однако и его главные достижения связаны с вложениями в акции МРК с их последующей конвертацией в обыкновенные бумаги «Ростелекома», подтвердил заместитель гендиректора УК «Метрополь» Александр Захаров. Прибыль от этих сделок перекрыла убытки от ряда неудачных операций, следует из последней доступной отчетности фонда. Так, в первом квартале пакеты нескольких энергокомпаний обесценились на 18—24%. Наибольший прирост за этот период показывали акции «Татнефти», «Газпрома» и «Центртелекома». Однако самую большую долю в портфеле занимали обыкновенные бумаги «Уралсвязьинформа» и «Сибирьтелекома», которые продолжили восходящую динамику предыдущих месяцев, подорожав на 14 и 16%.
Другие инвестиции
На фоне плеяды телекоммуникационных ПИФов выделяются «межотраслевой» «Альянс Росно — акции сырьевых компаний» и общерыночный «Атон — фонд акций», которые приумножили вложения пайщиков почти на 35 и 34% соответственно. «Хороший результат объясняется не отдельными сделками, а правильным распределением средств в основном по сырьевым секторам», — говорит о своем фонде портфельный управляющий УК «Альянс Росно УА» Тимур Саликов. Тем не менее, среди наиболее удачных покупок за год он выделяет пакеты «Башнефти» и «
Краеугольный принцип стратегии ПИФа «Атон — фонд акций» заключается во вложениях в акции — лидеры роста на повышательном тренде и оперативном сокращении позиций в соответствии с системой риск-менеджмента в моменты падения рынка. «Иными словами, мы не пытаемся угадать точки разворота, а стараемся отбирать наиболее перспективные бумаги в рамках сложившейся тенденции и дисциплинированно исполняем стоп-приказы в случае нежелательного развития событий», — уточняет директор инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент» Евгений Малыхин. Среди других «китов», на которых базируется стратегия фонда, — принципы ликвидности и диверсификации. «Можно отметить удачные инвестиции ПИФа в акции «Уралкалия», растущего на глобальной переоценке рынка калийных удобрений и подготовке к слиянию с «Сильвинитом», или «Северстали», которая демонстрирует рост капитализации в связи с восстановлением экономики и повышением спроса на сталь.
Самые востребованные
Теперь посмотрим на десятку открытых и интервальных ПИФов, которые за год привлекли больше всего средств пайщиков. Здесь доминируют фонды облигаций. Исключений — три, причем интервальный «Малый бизнес Москвы», собравший 522 млн рублей, является скорее «ПИФом специального назначения», нежели продуктом для рыночных инвесторов: он управляет средствами некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы».
Еще одно исключение — «Сбербанк — фонд акций», который привлек 489 млн рублей и попал в число лидеров, несмотря на то, что создан всего несколько месяцев назад (при подсчетах не учитывались средства, внесенные в период формирования ПИФов). Фонд фокусируется на инвестициях в российские компании высокой капитализации, наибольшая доля активов приходится на нефтегазовую отрасль и банковский сектор. В портфеле лежат и бумаги самого «Сбера». Кстати, в отличие от многих других фондов акций, управляющие не стали вкладывать хотя бы небольшую долю средств в облигации. Высокие темпы привлечения инвесторов можно объяснить масштабом региональной сети Сбербанка, которая частично задействована в продажах продуктов дочерней УК.
Третье исключение — открытый фонд акций «Райффайзен — потребительский сектор» с чистым притоком почти в 531 млн рублей. Третий квартал прошлого года стал для потребительской отрасли и профильного фонда особенно удачным, что позволило ему продемонстрировать наибольший прирост стоимости пая, объясняет начальник отдела ПИФов УК «Райффайзен Капитал» Елена Климанова. Поэтому многие новые клиенты отдавали предпочтение именно этому фонду. Но рыночный тренд вскоре поменялся, с начала 2011-го индексы акций потребительского сектора потеряли больше 10%. По словам Елены Климановой, сотрудники Райффайзенбанка и УК старались удержать клиентов от совершения типичной ошибки неопытного инвестора: выходить из фонда на снижении. «Это позволило за последние пять месяцев ощутить чистый приток, в то время как у большинства ПИФов аналогичной специализации под управлением компаний-конкурентов наблюдается отток средств пайщиков», — указывает собеседница «Ф.».
Что касается фондов облигаций, то среди них самым востребованным был «Тройка Диалог — Илья Муромец» (приток почти в 3,46 млн рублей). Видимо, отчасти это результат перевода средств пайщиков между фондами одной компании. Например, из ПИФа «Добрыня Никитич» за тот же период было выведено 2,23 млрд рублей.
«Значительный приток средств в фонд «Тройка Диалог — Илья Муромец» обусловлен как инвестициями со стороны новых клиентов, так и ребалансировкой портфелей существующих. Консервативные фонды облигаций сегодня обеспечивают доходность, значительно превышающую ставки банковских депозитов. На волне одного из самых длинных периодов устойчивого роста российского фондового рынка клиенты увеличивали долю облигационных фондов в портфелях, но после коррекции направление движения активов между ПИФами меняется», — комментирует директор отдела стандартных продуктов УК «Тройка Диалог» Андрей Звездочкин.
Предвидение или просчет?
Любопытно, что ни один из лидеров по доходности не вошел в список фондов, которые пользовались наибольшими симпатиями пайщиков. Мнения управляющих на сей счет разошлись. Одни видят в этом подтверждение известного тезиса о неспособности массового инвестора к верному угадыванию формирующегося рыночного тренда. Другие, наоборот, полагают, что российские пайщики стали мудрее и они аккуратнее подходят к распределению своих активов.
Так, по версии Андрея Звездочкина, эта ситуация демонстрирует возрастающий уровень компетенции клиентов паевых фондов, которые, судя по всему, руководствовались двумя постулатами: что высокая доходность ПИФа в прошлом не гарантирует таких же результатов в будущем и что часть портфеля целесообразно держать в облигационных продуктах. Однако Тимур Саликов констатирует, что историческая доходность фонда по-прежнему является одним из основных факторов, влияющих на решение о покупке паев. «Поэтому притоки в ПИФы зачастую увеличиваются после периодов роста, когда фундаментальные факторы уже могут не располагать к продолжению растущего тренда, что, к сожалению, игнорируется покупателями», — говорит собеседник «Ф.».
Фонды с какими стратегиями сегодня наиболее привлекательны для инвесторов?
Тимур Саликов советует отдавать предпочтение ПИФам акций, учитывая значительную недооцененность многих компаний. В среднем российские активы сейчас торгуются с дисконтом в 40% к аналогам с других развивающихся рынков, такой разрыв не является оправданным, особенно на фоне высоких нефтяных котировок. Портфельный управляющий УК «Райффайзен Капитал» Антон Кравченко советует присмотреться к фондам, инвестирующим в акции потребительского сектора или инфраструктурных предприятий. У ритейлеров выручка растет быстрее, чем в других отраслях, при этом они показывают высокую доходность на инвестированный капитал. В свою очередь, инфраструктурные компании и металлурги должны выиграть от реализации крупных проектов в преддверии Олимпиады, а их акции выглядят достаточно дешевыми.
Когда инвесторы потянутся в ПИФы?
Андрей Звездочкин, директор отдела стандартных продуктов УК «Тройка Диалог»:
— У российского рынка коллективных инвестиций есть две проблемы: небольшие притоки и большие оттоки средств клиентов. Если отталкиваться от макроэкономических показателей, объем средств в ПИФах должен в 20 раз превышать нынешний уровень. Мы проанализировали эту ситуацию и пришли к выводу, что от других развивающихся стран со сформированным сектором частных инвестиций нас отличает единственный ключевой показатель — инфляция. Если ее уровень составляет 15%, а ожидаемый рост рынка акций — 20—25%, то премия за риск равна 5—10%, что, в свою очередь, для многих потенциальных инвесторов не является адекватной надбавкой. Если ваша премия увеличивается до 15—20%, это уже серьезный фактор для инвестиций на фондовом рынке. Другая проблема связана с коротким инвестиционным горизонтом, который выставляют для себя российские клиенты. В среднем он немногим превышает год. При этом около 40% активов каждый год выводится из фондов. Получается, что при суммарном объеме открытых и интервальных ПИФов в $4,3 млрд клиенты ежегодно забирают из них около $1,7 млрд. Например, в США средний срок размещения средств в фондах взаимных инвестиций составляет 20 лет. Если горизонт российских клиентов увеличится хотя бы до нескольких лет, то мы увидим очень быстрый рост активов паевых фондов.
Юлия Данилина, директор по развитию партнерских программ УК «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс»:
— Стоимость чистых активов российских паевых фондов находится на уровне, который на 23% уступает докризисным значениям. В 2010-м и в этом году мы наблюдали смешанную картину притоков и оттоков: изменения в поведении пайщиков зависели, в частности, от сезонности и ситуации на финансовых рынках. В дальнейшем приток средств в ПИФы может стать более стабильным, если на рынке акций сложится продолжительный повышательный тренд. Кроме того, при условии роста благосостояния населения и объема его сбережений использование консервативных финансовых инструментов, таких, как банковские вклады, станет менее привлекательным. Кризис же характеризовался ростом ставок по депозитам и потерей интереса граждан к паевым фондам. Тем не менее, именно в кризис у индустрии появились новые возможности. Если по объему в денежном выражении она и уступает докризисному времени, то по темпам появления новых инвестиционных идей и интересных фондов значительно превосходит его. В этом смысле на рынке наблюдается бум. Например, благодаря повышению интереса к иностранным активам и формированию соответствующего законодательства появились фонды со стратегиями, нацеленными на вложение средств в ценные бумаги других стран или новых секторов экономики.
Георгий Ельцов, портфельный управляющий УК «Солид Менеджмент»:
— Есть неплохой индикатор доверия населения к финансовым инструментам и осведомленности о фондовом рынке в целом — это объем накопительной части пенсии, переданный в частные УК. Сейчас он составляет всего 2,39%. То есть, по сути, чуть более 2% населения России
Анатолий Милюков, вице-президент Газпромбанка:
— Мы достаточно быстро движемся к возвращению докризисных темпов роста индустрии открытых и интервальных паевых фондов. Для этого сложились все предпосылки. Во-первых, наблюдается устойчивая ситуация на фондовом рынке. Это очень важный фактор, так как для достижения стабильно высоких темпов притока средств пайщиков в фонды не должно происходить катаклизмов на биржевых площадках. Во-вторых, для этого необходимо, чтобы ставки по депозитам были низкими, и, с моей точки зрения, они уже достигли приемлемого уровня и продолжат снижение. Третьим фактором, стимулирующим развитие отрасли, является подключение к продажам паев ПИФов крупных дистрибьюторов. Сейчас мы все ждем активизации в этой сфере такой крупной организации, как Сбербанк. По потенциалу продаж паев он опережает всех других игроков, вместе взятых, и может существенно продвинуть рынок.
Владимир Потапов, руководитель бизнеса портфельных инвестиций «ВТБ Капитал УА»:
— Если оглянуться на докризисный период, то наиболее удачным с точки зрения развития индустрии ПИФов был 2006 год. Тогда СЧА открытых и интервальных фондов выросла на 127%, в том числе 75% пришлось на приток средств инвесторов, чистое привлечение составило 47 млрд рублей. В 2007-м приток замедлился до 13 млрд рублей, и в течение всех последующих трех лет мы наблюдали отток, который в совокупности составил 31 млрд рублей. На наш взгляд, одно из условий, необходимых для возврата интереса частных инвесторов к индустрии ПИФов, уже сформировалось — ставки по депозитам существенно ниже уровня инфляции. Однако также необходимо, чтобы произошел перелом в психологии, а для этого потребуется еще определенное время. С начала 2011 года чистый приток в ПИФы составил 4,3 млрд рублей. Он обеспечен в основном поступлениями в фонды облигаций в размере 6 млрд рублей, в то же время из фондов акций выведено 2 млрд. Эти цифры говорят о том, что частные инвесторы пока остаются крайне осторожными и предпочитают продукты с меньшим уровнем риска. Психология инвестирования отличается инерционностью и чрезмерным вниманием к прошлым результатам. И, видимо, сохранение популярности фондов облигаций объясняется тем, что в течение последних трех лет они выглядели доходнее и безопаснее фондов акций. Объем средств, размещенных в ПИФах, пока остается в России крайне низким — порядка 0,25% ВВП. Для сравнения, в США активы взаимных фондов составляют 92% ВВП, но для достижения этого результата потребовались десятки лет. Российский рынок коллективных инвестиций при условии сохранения стабильной ситуации в мировой экономике будет расти в ближайшие годы.
Андрей Стоянов, руководитель отдела исследований УК БКС:
— В поведении инвесторов в ПИФы присутствует определенная инерционность, которая всегда наблюдается даже в обычных рыночных условиях — например, люди часто опаздывают с покупкой и продажей паев того или иного фонда, не успевая отыграть смену рыночной тенденции. Стоит ли удивляться медленным темпам восстановления индустрии после того, что пришлось пережить российским пайщикам в кризис? Многие из них до сих пор не отыграли потери, понесенные в период обвального падения котировок ценных бумаг. И хотя в экономике формируются новые деньги, появляются новые категории потенциальных инвесторов — те, кто в кризисный период оставался в стороне от рынка, я думаю, что, пока фондовые индексы не преодолеют уровней максимумов 2008 года, нельзя будет говорить о восстановлении индустрии доверительного управления. Когда же именно это случится — предугадать сложно. Возможно, в этом году, возможно в следующем. Соответственно, для возвращения былых темпов роста сегмента паевых фондов может потребоваться еще не менее года. И это при условии, что восстановление мировой экономики продолжится (пусть даже минимальными темпами), а не сменится неожиданной фазой рецессии.
Олег МАЛЬЦЕВ
Инфографику и таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.