Компания New Russia Growth (NRG) Алексея Панферова и Андрея Добрынина собирает первый в России мезонинный фонд объемом $250 млн, рассказал управляющий партнер NRG Олег Машталяр. На данный момент собрано $70 млн. В числе инвесторов Номос-банк и частные лица, отмечает он. В ближайшее время, добавляет Машталяр, к проекту присоединится и ЕБРР, планирующий внести примерно $50 млн. Приоритетными отраслями для инвестиций станут компании в ритейле, сфере сервисных услуг, IT и телекоммуникациях, с годовой выручкой $50—200 млн, отмечает он. Размер средней инвестиции составит $10—40 млн.
Мезонинные фонды работают в основном с развивающимися компаниями, которые испытывают трудности с привлечением финансирования с рынка и не хотят привлекать в акционерный капитал фонды прямых инвестиций. Заработок идет за счет процентного дохода с предоставленного кредита и роста стоимости компании за счет вложенных инвестиций, как правило, через пакет миноритарного участия (около 10%), хотя сделка может структурироваться различными способами, объясняет Машталяр. В итоге фонд привлекателен для инвесторов за счет более низкого уровня риска по сравнению с фондами прямых инвестиций, а для акционеров компании — тем, что инвестор не вмешивается в ее текущие развитие. Соответственно, и доходность находится посередине между ставками банковского кредитования и возвратностью фондов прямых инвестиций, говорит Машталяр.
Гарантированная доходность — 8% в долларах, ожидаемая, с учетом опционов и кросс-продаж, составит около 30% годовых, утверждает вице-президент Номос-банка Роман Власов. Мезонинный фонд — одна из форм кредитования, которое является основным бизнесом банка, и взаимодействие с таким фондом обладает синергетическим потенциалом с точки зрения привлечения новых клиентов, их комплексного обслуживания, осуществления кросс-продаж, добавляет он. Комментарии ЕБРР получить не удалось.
«Это весьма интересный инструмент — уже не долг, но еще и не equity. У западных фондов есть мезонинные проекты в России, но фондов, целиком сосредоточенных на нас, нет», — отмечает Олег Ларичев из «Тройки диалог», хотя «на Западе это достаточно распространенная форма финансирования». Это хороший инструмент для компаний, которые не могут привлечь долг под хорошие проценты, заключает Ларичев. Длинное банковское финансирование компании довольно сложно привлечь, а фонд может предложить кредит на 3—5 лет, утверждает управляющий партнер NRG Артур Галстян.
Антон ТРИФОНОВ, Наталия БИЯНОВА