Итоги 2010 г. и начала этого года позволяют сделать вывод о выходе автомобильной отрасли из кризиса: только за I квартал 2011 г. продажи легковых автомобилей выросли на 64% по сравнению с таким же периодом прошлого года. По различным оценкам, в этом году будет продано не менее 2,35 млн новых легковых и коммерческих машин. Это пока еще не бум продаж, памятный по предкризисному 2007 г., но выздоровление очевидно.
Рост автомобильного рынка послужил толчком и к возобновлению активности банков в нише автокредитования. Первой реакцией кредитных учреждений стало восстановление линейки целевых программ, затем последовало постепенное снижение ставок и расширение списка кредитных предложений.
Свою роль в восстановлении ситуации на рынке сыграли и автобанки. Спустя всего четыре года с момента прихода в Россию «Тойота банка» сегодня в этом сегменте потребительского кредитования работают уже шесть банков, принадлежащих зарубежным концернам.
Автобанки имеют ряд существенных для потребителя преимуществ. Все они работают в автосалонах, где у покупателя есть возможность оформить кредит «здесь и сейчас». Это быстро и, в условиях дефицита автомобилей, актуально. Кроме того, автобанки имеют возможность быстро запускать специальные предложения, реагируя, например, на затоваренность. А поскольку покупка машины — это, как правило, значительные финансовые расходы, дополнительная скидка или подарок, безусловно, влияют на выбор клиента.
Еще один фактор, позволяющий автобанкам наращивать объемы кредитования, — наличие выстроенной системы продаж, которая включает в себя контроль со стороны автопроизводителя за выполнением плана реализации автомобилей в кредит через дочерний банк.
Свои преимущества есть и у розничных банков. Они не привязаны к одной марке и готовы кредитовать как отечественные, так и иностранные автомобили. У них более широкий спектр программ, рассчитанный на любые потребности заемщиков: покупка подержанных автомобилей, в том числе и у физических лиц, возможность взять машину в кредит без страхования и первоначального взноса, оформление trade-in, кредит на страховку, участие в госпрограмме субсидирования автокредитов.
Автомобильные же банки сильно ограничены в возможностях — как правило, они предлагают стандартизированный набор программ, часто по схеме «одна модель автомобиля — одна программа», и стремятся работать с минимальными рисками, консервативно оценивая потенциальных заемщиков. Розничные банки лояльнее подходят к кредитному профилю заемщика и всегда готовы предложить разного рода дополнительные услуги: пластиковые карты на льготных условиях или скидку на потребительский кредит. Они анализируют программы конкурентов и находят возможности доработать их так, чтобы заполучить хороших клиентов, которые не проходят скоринг в автобанках.
Еще одним ограничением для автобанков является узость регионального присутствия. Они представлены, в основном, в крупных городах и не имеют достаточного, с точки зрения удобства заемщика, числа отделений. Кроме того, рост их доли рынка ограничивает и структура продаж автомобилей в России, где более 30% приходится на отечественные машины.
Пока лишь банкам концернов Toyota и BMW удалось пробиться в десятку лидеров по объемам автокредитования в прошлом году, да и то только во вторую ее половину. Однако у автобанков есть значительный потенциал для роста. В целом ряде западных стран доля продаж автопроизводителей через дочерние финансовые компании превышает 75%. Для сравнения: доля продаж BMW через дочерний банк в России не превышает пока 20%.
Какой будет ситуация на рынке в будущем? Ведущие универсальные и розничные банки пока еще остаются лидерами в этом сегменте, и вряд ли
Павел ЛОГИНОВ
Автор — предправления Меткомбанка