В 2012 году рост экономики США составит от 3,3% до 3,7%, хотя еще в апреле чиновники ждали, что ВВП увеличится на 3,5—4,2%. Об этом говорится в заявлении ФРС. В 2011 году американская экономика покажет рост лишь на 2,7—2,9% — против ожидаемых ранее 3,1—3,3% роста. Наблюдаемое сейчас замедление экономического восстановления и некоторый разгон инфляции ФРС связывает с временными факторами — ростом цен на сырьевые товары, сбоями в поставках после катастроф в Японии.
«Более медленные темпы восстановления отражают отчасти факторы, которые, скорее всего, будут временными, включая затухающий эффект на покупательную способность и траты от более высоких цен на продовольствие и энергию, а также нарушения в цепочке поставок, связанные с трагическими событиями в Японии», — говорится в сообщении ФРС.
Прогноз по ВВП на 2013 снизился до 3,5—4.2% против 3,5—4,3% ранее. В то же время инфляционные прогнозы ФРС выросли, а опасения распространились за пределы роста цен на энергоносители и продукты питания. Прогноз роста основного индекса потребительских цен, не учитывающего цены на продовольствие и цены на энергию, был пересмотрен с 1,3—1,6% до 1,5—1,8%. В 2012 году этот показатель ожидается на уровне 1,4—2% вместо 1,3—1,8% ранее. Оценочное значение индекса на 2013 год составляет 1,4—2%, как и ранее.
Индекс потребительских цен в США вырос на 0,3% в мае, что стало самым быстрым ростом с июля-2008; общая инфляция выросла на 0,2% месяц к месяцу.
Торги на американских биржах продолжались во время публикации заявления ФРС США без резких изменений динамики, а затем начали снижаться. «Нет ни намека на дальнейшее смягчение от ФРС», — констатировал Reuters глава валютной стратегии большой двадцатки в Wells Fargo Ник Бенненбрек.
Как и ожидалось, ФРС заявила о продолжении политики экстремально низких процентных ставок в течение продолжительного периода и подтвердила завершение второго раунда количественного смягчения в конце июня при продолжении реинвестирования основных платежей.
Рынок не ждал от председателя Федеральной резервной системы США Бена Бернанке серьезных изменений в денежно-кредитной политике. «Я не думаю, что он преподнесет какой-либо сюрприз. Я не вижу каких-либо серьезных изменений, происходящих прямо сейчас. Думаю, мы увидим, как разворачивается статистика», — заявил телеканалу CNBC в преддверии заседания ФРС экс-председатель ведомства Рэндалл Крознер.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США, вероятно, в конце июня примет формальное решение об окончании второго раунда программы количественного смягчения, по которой вкачивается ликвидность на рынки, но оставит политику реинвестирования неизменной, ожидали аналитики из Barclays Capital.
Глава ФРС в 2001—2006 годах Марк Олсон заявил, что будет удивлен, если ФРС не проголосует единогласно за сохранение курса. Олсон не ожидал больших изменений в заявлении ФРС: «Эти слова анализируются так тщательно, что они [ФРС] очень внимательны к тому, что собираются сказать. Все главное в этом заявлении будет в словах. Они постараются быть как можно менее креативными».
Некоторые эксперты высказывали предположения, что слабые данные по рынку труда США могут подтолкнуть ФРС к продлению мягкой денежно-кредитной политики, однако, как полагает Крознер, Федрезерв подождет данных о занятости за июль, чтобы решить, является ли это тенденцией. В мае в экономике США было создано 54 тысячи новых рабочих мест, а безработица выросла с 9% до 9,1%. «Я думаю, что существует мнение о заложенной в основу экономики силе», — заявил экс-глава ФРС Олсон, напомнив, что данные по производительности были неплохими, а по инвестициям в оборудование и программное обеспечение — «весьма хорошими».
В ходе двух программ количественного смягчения ФРС выкупила казначейские облигации на рекордные 2,5 трлн долларов, и в преддверии завершения второго раунда этой программы обозреватели уже начали подводить итоги. Как считает Джон Хилсенрат из The Wall Street Journal, ФРС может считать своим достижением снижение риска дефляции. Перед QE2 Barclays Capital оценивал вероятность дефляции в 2011 году в 40%. Сейчас угроза такого сценария оценивается лишь в 10%.
Еще одна цель, которой удалось достичь с помощью программы количественного смягчения-2, хотя ФРС и не афишировала ее, — продолжение ослабления доллара США. Это сделало товары американского производства дешевле на мировых рынках, нарастило экспорт, рассуждает автор WSJ, но одновременно это и увеличило стоимость импортируемых товаров и открыло дорогу инфляции.
В теории QE2 должна закачать ликвидность в банки, которые, как предполагалось, пустят ее на кредитование предприятий и потребителей. Вместо этого банки купили государственные облигации, отмечает Forbes.com. Восстановление экономики замедлилось при том, что каждое очередное удорожание нефти на 10 долларов отнимало у ВВП США половину процентного пункта. С февраля по май нефть выросла в цене на 30 долларов — это 1,5 процентных пункта потерянного ВВП. Экономика США с начала года выросла всего на 2% в годичном исчислении. Критики политики Бернанке заявляют, что ФРС сама подтолкнула сырьевые цены ввысь, вкачивая слишком много денег в финансовую систему, ослабляя доллар и подпитывая инфляцию в мире, отмечает WSJ.
Наталья ИЩЕНКО