«Сделка переместилась в туманную область российской политики», — пишут в обзоре аналитики JPMorgan Алекс Кантарович и Анна Авдокушина. Вероятность того, что ВТБ доведет сделку до конца, все меньше, да и собственно возможности ее анализировать, отмечают они.
Увлеченный поспешным поглощением и корпоративными войнами ВТБ не провел due diligence перед сделкой, что было довольно рискованно, считает аналитик ING Егор Федоров. Ситуация плоха еще и тем, что реальный объем проблемных кредитов до сих пор не определен, продолжает он, хотя, вероятнее всего он будет иметь огромное влияние на показатели Банка Москвы, а ВТБ вряд ли сможет справиться с этой проблемой без поддержки и последствий. Экс-президент Банка Москвы Андрей Бородин писал о кредитах на 217 млрд руб., это почти треть кредитного портфеля банка.
Кантарович и Авдокушина полагают, что в лучшем случае сделка будет завершена при поддержке правительства, которое (частично или полностью) публично или тайно поручится по рискам той части кредитов Банка Москвы, что связаны с бывшим собственником. Правительство могло бы согласиться на покупку активов по номинальной стоимости, считают они, кроме того, оно может по специальной схеме субсидировать необходимые для портфеля резервы.
Второй вариант — разворот сделки, после чего Банк Москвы перейдет на поруки Агентства по страхованию вкладов или Внешэкономбанка. При окончательном отказе ВТБ от сделки по покупке активов госбанку придется признать потери на 103 млрд руб. (цена выкупа акций у правительства Москвы), что нанесет существенный урон капитализации.
ING отзывает рекомендации по бумагам ВТБ до разъяснения ситуации со стороны госбанка. Хотя рынки и готовы к худшему, возвращение Банка Москвы государству может повлечь падение цены акций ВТБ, резюмируют Кантарович и Авдокушина. Рекомендация JPMorgan — «нейтрально».
Татьяна ВОРОНОВА