Глава европейского органа по надзору за рынком ценных бумаг (ESMA) Стейвен Майоор не даст трем крупнейшим американским рейтинговым агентствам работать в Старом Свете, если они не начнут играть по европейским правилам. Об этом он заявил в интервью Financial Times Deutschland. Процесс создания в Европе собственного рейтингового агентства идет пока крайне медленно.
Глава ESMA требует от «большой тройки» предоставления подробной документации об их деятельности. До сих пор три агентства, контролирующие 95% рынка, считали себя вправе не делать этого, тогда как их более мелкие конкуренты были вынуждены соблюдать эти правила. Вопрос с подчинением рейтинговых мейджоров европейским правилам игры так остро встал именно сейчас, потому что ESMA станет единственным органом надзора за рейтинговыми агентствами с 7 июля. До этого момента контроль за агентствами, в том числе и выдачу лицензий американцам, осуществляют национальные европейские ведомства.
Впрочем, эксперты рассчитывают, что агентства и ESMA все же договорятся. «Если агентства не получат лицензию на работу в Европе, давление со стороны европейских политиков на них заметно усилится», — сказал РБК daily президент Баварского финансового центра Вольфганг Герке.
Претензии европейского органа надзора только усиливают критику в адрес ведущих рейтинговых агентств, в последнее время звучащую отовсюду. После обвинений в завышении рейтингов ипотечных облигаций в кризис сейчас их обвиняют в неадекватно низкой оценке кредитоспособности стран и банков ЕС, которая еще больше разжигает кризис в еврозоне. Агентства в ответ защищаются как могут. Так, финансовый директор Fitch в Германии Йенс Шмидт-Бюргель заявил в интервью изданию Welt, что агентство вовсе не хочет усилить пожар в еврозоне. По его словам, проблема заключается в том, что «до кризиса рынки обращали на рейтинги мало внимания, а теперь они переоценивают их».
Канцлер Германии Ангела Меркель в середине июня заявила о том, что Европе необходимо создать собственное рейтинговое агентство, чтобы не зависеть от американских. По ее словам, инициатива должна исходить от компаний. Впрочем, по мнению
Татьяна ГЛАЗКОВА