За последние месяцы стоимость факторинга в ряде случаев упала в 2 раза. Таким образом крупные банки решают проблему избыточной ликвидности.
Рынок факторинга продолжает расти: по данным Ассоциации факторинговых компаний, в I квартале 2011 года оборот российского рынка факторинга вырос на 122% по сравнению с I кварталом 2010 года. За это же время факторы профинансировали товарооборот на сумму 127 млрд рублей. Несмотря на явный рост емкости рынка, его прибыльность падает.
«Факторинг стал гораздо доступнее для клиентов — с 2008 года в среднем произошло двукратное снижение ставок комиссии», — говорит Сергей Васильев, директор Северо-Западного дивизиона Национальной факторинговой компании. «Стоимость факторинга за последние три года сильно менялась, — поясняет Александр Федоров, заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф». — До кризиса стоимость регрессного факторинга была на уровне 20% годовых, а во время кризиса цена на данный продукт сильно взлетела, достигая 30% годовых. На текущем рынке стоимость регрессного факторинга в среднем варьируется в пределах 12—18%, но нередко стоимость факторинга от крупных банков достигает минимальных значений в 6—8% годовых».
Банкиры с наблюдениями коллег соглашаются. «На рынке есть предложения, стоимость которых ниже ставки рефинансирования ЦБ, — 6—7% годовых. Есть и «дорогие» факторы, предоставляющие комплекс услуг под 20% годовых и выше. Конкуренция находится на уровне жесткого обострения. Есть проблема с избыточным уровнем банковской ликвидности, которая по-прежнему сказывается на рынке факторинга. Конкуренция сосредоточена преимущественно в ценовом сегменте: большинство факторов пытаются завоевать долю рынка демпингом», — говорит Виктор Носов, вице-президент Промсвязьбанка, директор департамента факторинговых операций. По словам руководителя службы маркетинга «ВТБ Факторинга» Владимира Ланева, в 2010 году все игроки рынка снижали цены в борьбе за новых клиентов. В результате рынок нашел свое «дно» по цене и доходность факторов существенно уменьшилась.
По мнению опрошенных «Ф.» участников рынка, главной причиной процесса стала избыточная банковская ликвидность. С конца прошлого года крупные банки стали предлагать немыслимые еще несколько лет назад для рынка условия. Вслед за пятью крупнейшими банками, на которые приходится около 60% оборота факторинга в России, потянулись и все остальные.
В факторинговых компаниях полагают, что основную роль в снижении стоимости услуг играют банки, которые продают факторинг по принципу банковских кредитов, мало заботясь об удобстве клиентов. Банкиры, в свою очередь, считают, что имеют возможность предоставить лучшие финансовые условия, имея доступ к рынку межбанковского кредитования, при этом ни чуть не уступая в уровне сервиса профильным участникам рынка.
Цена удобства
К отсутствию каких же удобств предстоит быть готовым клиенту, собирающемуся обратиться за факторингом в банк? По мнению Сергея Васильева из НФК, зачастую факторинг в продуктовой банковской линейке представляет собой переименованный овердрафт, то есть вместо стандартного банковского кредита клиенту предлагается финансирование под уступку денежных требований. При этом практика риск-менеджмента банка остается неизменной — те же кредитные процедуры, по оценке клиента, которые занимают достаточно много времени и требуют значительного количества документов. При этом клиент остается без главного преимущества факторинга компаний — гибкости и оперативности.
Банки своим главным козырем видят отсутствие посредников между ними и клиентом. «У большинства банков ситуация с финансированием факторинга стабильнее. «ВТБ Факторинг» является специализированной факторинговой компанией и в то же время пользуется преимуществами принадлежности к крупной банковской группе», — считает руководитель службы маркетинга «ВТБ Факторинга» Владимир Ланев. «Банк напрямую финансирует своих клиентов, а факторинговая компания, в свою очередь, прибегает к помощи банка для осуществления расчетов. В итоге теряется время и при финансировании, и при зачислении средств от дебитора, и при выплате остатков клиенту. А оперативность — одно из важнейших преимуществ факторинга», — продолжает Виктор Носов из Промсвязьбанка.
«Ф.» попытался выяснить, насколько факторинговые фирмы и банки не равны в исходных условиях. Несмотря на то, что текущее законодательство не обязывает факторинговые компании иметь лицензию ЦБ на осуществление банковской деятельности, у многих факторов она есть. Кроме этого, некоторые факторы имеют высокие кредитные рейтинги, что открывает для них доступ к рынку публичных займов и фактически ставит их в близкие с банками условия. Например, в НФК рассматривают крупные заимствования на долговом рынке в коридоре 9,5—10,25% годовых, принимая во внимание их срочность, превышающую год. «Лайф» участвует в программе по государственной поддержке малого и среднего бизнеса, что позволяет привлекать ресурсы Российского банка развития стоимостью на уровне 10%. Оценивая плюсы и минусы банков и профильных факторов по стоимости фондирования, при текущей ставке рефинансирования 8,25% сложно отрицать, что банки имеют некоторую фору.
Но ставка фактора складывается не только из стоимости фондирования. Она включает в себя маржу за риск (аналог процентной ставки по кредиту), комиссию за дополнительные услуги и стоимость фактических расходов, например, страхования и обработки документов. Все эти параметры у факторов могут довольно серьезно отличаться.
За что готовы платить
На что, кроме цены, обращает внимание клиент фактора? По словам Дмитрия Пинчукова, исполнительного директора компании «Дека» (крупнейший в России производитель кваса), в факторинге для компании важна гибкость, то есть возможность в минимальные сроки получать финансирование без длительного оформления документов и залогов. «Дека» одновременно пользуется услугами двух факторов — независимого и банковского. Промсвязьбанк дает финансирование под дебиторскую задолженность, а НФК предоставляет услуги закупочного факторинга. «Несмотря на то, что услуга закупочного факторинга у НФК достаточно дорога, в период подготовки к сезону закупочный факторинг занимает основную долю в факторинговых операциях при формировании оборотных активов нашей компании. Так, например, на 1 февраля доля факторингового финансирования по «закупочному факторингу» в оборотных активах составляла 17% в сравнении с 3% по услуге «факторинг-финанс». Учитывая значимость данной услуги для компании, считаем использование ее выгодным на данном этапе развития производства. С ростом сезонных отгрузок для нас возрастает роль торгового финансирования, эта услуга предоставляется Промсвязьбанком дешевле», — рассказывает Дмитрий Пинчуков.
В «Балтике» факторинг используют для финансирования поставщиков, работая как с банками, так и с факторинговыми компаниями. По словам Михаила Бодни, руководителя группы управления ликвидностью «Балтики», тарифы факторов на одни и те же услуги могут существенно отличаться, но, помимо цены, важным аспектом выбора факторинг-партнера для компании является наличие современных IT-решений. При этом предпочтение пивовары отдают банкам. «Банки более технологичны, так как стремятся автоматизировать процесс, а также обладают определенной базой, которая позволяет им сделать это быстрее. По нашему опыту, факторинговые компании зачастую финансируются в банках, а это дополнительное звено в цепочке, которое может увеличить стоимость продукта», — считает Михаил Бодня.
Стоп-демпинг
Что делают факторы, чтобы остановить падение тарифов и привлечь больше клиентов? Все опрошенные «Ф.» участники рынка заявляют о постоянном развитии своей инфраструктуры: эффективности риск-менеджмента, системы работы контролеров, разработке IT-решений, открытии новых офисов. Однако кое-какие отличия в точках приложения усилий факторов наблюдаются.
В Номос-банке уверены, что рынок стандартного факторинга с регрессом близится к насыщению. Поэтому считают неизбежным дальнейшую сегментацию и специализацию продуктов, прогнозируя параллельное проникновение факторинга в отрасли, которые ранее не входили в число активных потребителей факторинга. Например, в электроэнергетику, сельское хозяйство, тяжелую промышленность. В этой связи уже сейчас в банке разработан ряд факторинговых программ, которые учитывают специфические потребности клиентов, относящихся к определенной отрасли: существует отдельная программа по обслуживанию поставщиков аптек, фармдистрибьюторов и программа для поставщиков авиатоплива.
В ЮниКредит Банке полагают, что главным инструментом конкурентной борьбы станет расширение географии, и собираются интенсифицировать процесс развития филиальной сети. Промсвязьбанк придерживается аналогичной стратегии. «Мы видим свое место в регионах, поскольку обладаем развитой филиальной сетью. Сейчас она включает боле 240 точек, что позволяет нашим клиентам развивать рынки сбыта в удаленных от себя регионах», — говорит Виктор Носов. В НФК готовятся интенсификации маркетинговых усилий участников рынка факторинга и усиливают кооперации со страховыми компаниями в части перестрахования рисков.
Возможно, планы факторов будут корректироваться в зависимости от действий их клиентов. Например, крупные дебиторы в лице торговых сетей, на которых пока приходится наибольшая часть поставок, могу начать создавать собственные факторинговые сервисы. В начале этого года о предоставлении такой услуги через Х5 Retail Finance заявил крупнейший розничный оператор. Учитывая, что сетям факторинг дает возможность получать дополнительные скидки от поставщиков, можно предположить, что пример X5 окажется заразительным. В других отраслях, например, в фармацевтике наблюдается сокращение числа дистрибьюторов (считай, клиентов факторов), спровоцированное установлением предельных оптовых надбавок на наиболее важные препараты. Таким образом, одна из емких с точки зрения факторинга отраслей станет более высоко конкурентной, а то и вовсе перестанет быть значимой для рынка в целом. Кроме того, банки надеются на рост спроса на более дорогостоящие продукты, например, корпоративные кредиты, что позволит частично решить вопрос с избыточной ликвидностью.
Дарья АНТОНОВА, Анна АХМЕДОВА