Большинство российских предприятий ориентировано на внутренний рынок: у 83% здесь сбыт, у 88% — основные поставщики сырья и оборудования. Здесь же и основные конкуренты (см. инфографику): не конкурирует с российскими компаниями только 7,5%, конкурирует только с российскими — 30%, отмечает соавтор исследования Надежда Иванова. Масштабной зарубежной экспансии предприятия тоже не планируют: 36% вообще не намерено расширять рынок сбыта в ближайшие пять лет, 38% будет делать это внутри страны, почти 19% — в странах СНГ и 9% — в дальнем зарубежье.
В опросе ЦМИ Сбербанка участвовало 698 предприятий более 10 отраслей (каждое третье — из сферы машиностроения) из 72 регионов. 40% респондентов — средний (от 250 до 1000 человек) и крупный бизнес, 10% — малый и крупнейший (от 5000). Исследование проводилось в I квартале.
«Товары, производимые российской обрабатывающей промышленностью, можно смело назвать неторгуемыми», — считает Иванова: в докризисные годы, несмотря на быстрый рост, обрабатывающий сектор остался неразвитым. Более двух третей опрошенных оценивают состояние своего оборудования как среднее и плохое: комплексную модернизацию за последние пять лет провело 26%, а у 30% последний раз она была еще в советское время. О существенных инвестициях в приобретение технологий в предыдущие пять лет сообщило только каждое шестое предприятие. Внутренняя конкуренция развитию технологий способствует гораздо меньше: серьезные инвестиции в технологии были у каждого четвертого предприятия, имеющего зарубежных конкурентов, и у каждого десятого среди тех, кто не имеет. Более половины предприятий легкой, пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, производства стройматериалов в технологии в 2000—2008 гг. вообще не инвестировало.
В ближайшие три года внедрять зарубежные технологии намерено 17%, отечественные — 18,6%. Зато инвестировать в оборудование собирается 60%. Но замена станков -―еще не модернизация, модернизация — это замена технологических цепочек, замечает председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев.
До инноваций дело пока вовсе не дошло: внедрение инновационных технологий важным для успеха бизнеса считает 10%. Собственные или заказные НИОКР есть у 39%. В основном это предприятия, имеющие зарубежных конкурентов (металлургия, химпром, нефтехимия). Основное препятствие для развития черной металлургии — медленный рост внутреннего рынка, говорит представитель НЛМК Антон Базулев: 70% потребителей — строители, а им мешают сложные бюрократические процедуры, компании вынуждены развивать продажи на экспорт.
Заявления властей о модернизации экономики, наращивании доли несырьевого экспорта — правильные слова, но только слова, оценивает Сергей Цухло из Института Гайдара: «Власть живет в своей системе представлений, предприятия — в своей». Например, возможностей для роста за счет производительности труда, судя по опросам Института Гайдара, не очень много: 64% предприятий считает ее нормальной, и только 30% — низкой. Больших планов экспансии никогда и не было, знает он, промышленности хорошо бы удержать внутренний рынок, что удается, пока население бедное, и импорт по потребительским характеристикам несопоставим с местными аналогами.
Главным препятствием для успешного развития предприятия назвали не налоги (они на 2-м месте) и не рост соцвзносов (на 5-м), а рост тарифов — этот фактор отметило 79% опрошенных. С начала года правительство пытается придумать, как ограничить рост тарифов, и, возможно, бизнес таким образом пытается сигнализировать о важности вопроса, полагает Иванова. Снизить соцвзносы к моменту опроса уже пообещали, напоминает Цухло.
Быстрый рост тарифов не столько сдерживает развитие, сколько снижает конкурентоспособность продукции, говорит Базулев. Недорослев к главным препятствиям относит таможенные барьеры и отсутствие доступа к длинным и дешевым деньгам.
Ольга КУВШИНОВА, Филипп СТЕРКИН