Если вам нужна услуга, которую оказывают банки, но в банк вы идти категорически не хотите, всегда можно найти структуру, которая специализируется на той или иной операции (хорошо еще, что не на всех сразу) и окажет вам ее, не будучи обладателем банковской лицензии.
Хотите выгодно вложить деньги и получать с них доход? Есть ПИФы, есть кредитно-депозитные организации. Да и финансовых пирамид, уж простите, до их краха, когда возможно стричь купоны, при желании находится множество. Хотите получить кредит? «Их есть у нас» — приходите и получайте. Хоть в ломбард, хоть в микрофинансовые организации. Ставка будет повыше, условия жестче. Но деньги вы получите. Расчеты, переводы, платежи — все есть в наличии в структурах, которые прекрасно (кто бы сомневался) обходятся без надзора ЦБ, никем толком не контролируются, кроме собственников, отчетность не сдают и чувствуют себя замечательно.
Говорит ли это о том, что определенное лобби в госорганах в своем стремлении максимально развить сектор финансовых услуг отпустило вожжи и вновь приветствует «дикий капитализм» на поле банковских услуг? Конечно, нет. И неправы те, кто считает, что микрофинансисты, владельцы терминальных сетей и коллекторы — сплошь потенциальные мошенники, отмыватели преступных доходов и клиенты ОБЭПов с философией «урвать рубль и свалить». Создатель многих бизнесов, построенных на оказании услуг частным лицам и банкам, управляющий партнер ADELA Financial Retail Group Евгений Бернштам, интервью с которым печатается в этом номере «Ф.», убедительно доказывает, что бизнес «вокруг банков» может не уступать ни в величине, ни в «солидности» самому лучшему банковскому. И что такие структуры — не обязательно паразиты на здоровом теле банковской системы, а весьма полезные симбионты, хотя таковыми их считают далеко не все.
С другой стороны, расширение финансовых полномочий «организаций, не являющихся кредитными организациями» вызывает все более серьезные опасения. Скандал с принятием законопроекта «О национальной платежной системе», когда депутаты утвердили поправки, позволяющие небанковским платежным агентам практически бесконтрольно осуществлять перевод денежных средств, оптимизма не внушает не только банкирам. И ассоциации, и финансовый омбудсмен Павел Медведев указывали на очевидную коррупциногенность документа, однако к их мнению мало кто прислушался. И это — замечу — в условиях, когда вывод капитала из страны прекратился в макропроблему для российской экономики.
Может, это и правильно — система гильдий, на которой во многом держалась экономика Средневековья, когда непосвященным запрещалось заниматься соответствующим ремеслом, всегда считалась не слишком перспективной моделью. Но тогда уж и с банков надо снять опеку ЦБ. Чтобы никому обидно не было.
Игорь МОИСЕЕВ