Несовершенство российских стандартов бухучета подталкивает компании финансового сектора к переходу на международные правила.
В период дискуссий о необходимости внедрения МСФО в России были сторонники использования этой системы учета и отчетности только в банковском секторе. Такой подход, на мой взгляд, был бы ошибкой. Формирование отчетности всего финансового сектора по единым стандартам существенно упростит процедуру последующей консолидации такой отчетности на уровне групп и холдингов, куда наряду с банками входит большое количество небанковских компаний.
Инвесторы, риск-менеджеры и аналитики давно уже не оценивают отдельно взятые бизнес-единицы, а делают это обязательно на фоне группы компаний, объединенных одними акционерами или участниками. И это понятно: такой подход позволяет получить наиболее полное представление о расстановке сил в группах и холдингах. Можно будет точно определить, что является в данном «объединении» финансовым ядром и как другие единицы соотносятся с этим денежным центром, как осуществляется движение денежных средств в группе, какова истинная капитализация группы компаний и ее денежная позиция. И конечно, очень важным фактором является определение стоимости бизнеса, активов и капитала компании или банка — именно это заложено в основу метода составления отчетности по МСФО. Эти принципы просты и понятны, хотя и требуют определенного изменения мышления, сложившегося в результате долгого применения российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ).
На сегодня же мы имеем российские стандарты отчетности, в которых зачастую правила учета противоречат друг другу.
Так, кредитные организации имеют собственный план счетов по РСБУ со своими многочисленными сложными правилами организации учета. Правила эти устанавливает регулятор — ЦБ России. Страховые компании, также являющиеся непосредственными участниками финансового рынка, живут по своим правилам РСБУ. А инвестиционные компании, управляющие компании, регистраторы и депозитарии вообще формируют отчетность по плану счетов предприятий нефинансового сектора (!), хотя бухгалтерия предприятий не подразумевает учета операций на фондовом рынке. Поэтому ФСФР много лет назад разработала анкету профессионального участника рынка ценных бумаг, которая хоть и описывает деятельность компании, но не является ее финансовой отчетностью.
По прошествии времени стало очевидно, что анкета ФСФР не идеальна и играет скорее информационную роль, а не учетную. Существуют и другие примеры компаний финансового сектора, которые живут и работают, руководствуясь устаревшими стандартами учета, не отражающими весь спектр проводимых операций.
Поэтому финансовый сектор параллельно с официальной отчетностью давно ведет управленческую отчетность, которая проста, понятна и единообразна в любом бизнесе, даже если профиль компании — реальное производство. Эта отчетность максимально приближена к стандартам МСФО, и именно поэтому финансовый рынок во многом подготовился к переходу на такие стандарты. К этому добавились обучение и работа с внешними консультантами и аудиторами, позволившие подготовить подразделения, на плечи которых ложится или трансформация существующего учета по российским стандартам, или подготовка отчетов МСФО на основе управленческой.
Если сегодня проанализировать отчетность по РСБУ, публикуемую компаниями или банками, то окажется, что во многих случаях она непрозрачна. Проблема заключается в различиях при оценке стоимости активов, что косвенно отражается и на политике достаточности капитала, и на формировании резервов, что очень важно для кредитных организаций.
МСФО как единый стандарт позволит решить много проблем одновременно. Фактически для многих это будет форма легализации управленческой отчетности, что потребует ломки определенных стереотипов, сложившихся в условиях непрозрачности бизнеса и учета у ряда компаний и банков.
Виктор ЧЕТВЕРИКОВ
Автор — генеральный директор Национального Рейтингового Агентства