За год бюро кредитных историй передало в созданный Банком России Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) данные о 20 млн заемщиков. Впервые в число крупнейших бюро, на которые приходится 96% кредитных историй, было включено кредитное бюро «Русский стандарт», аффилированное с банком «Русский стандарт», являющимся одним из лидеров потребительского кредитования.
По информации ЦБ, в число крупнейших бюро кредитных историй входит пять компаний. По их собственным данным, в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) накоплены данные о 9,1 млн заемщиков из 624 банков, в «Глобал Пейментс Кредит Сервисиз», контролируемом «Хоум кредит энд Финанс банком» — 8,1 млн из 50 банков, в бюро кредитных историй «Экспириан-Интерфакс» — 2,5 млн из 190 банков, в кредитном бюро «Русский стандарт» — 2 млн. Бюро «Инфокредит», аффилированное со Сбербанком, таких данных не предоставляет. В отличие от ЦККИ бюро учитывают кредитные истории, а не субъектов в базе данных, поэтому их число превышает статистику ЦБ.
По данным ЦБ, с 29 марта 2006 года, когда кредитные бюро начали отправлять в ЦККИ истории заемщиков, количество переданных ими титульных частей кредитных историй достигло 20 млн (из них более 99,6% приходится на долю физических лиц). Через Центральный каталог банки могут найти кредитные истории, хранящиеся в кредитных бюро, а заемщики, получившие отказ в выдаче кредита, — больше узнать о его причинах, сделав запрос на сайте ЦБ.
Вчера ЦБ впервые опубликовал данные о возрастных категориях заемщиков: в возрасте 18—24 лет их оказалось 14%, 25—40 лет — 45,4%, 41—59 лет — 38,1%, старше 60 лет — всего 2,4%. Сейчас в базе ЦККИ доля неприемлемых для банков заемщиков, к которой относят должников, допустивших просрочку платежа более 90 дней или взявших в банках три и более кредита, составляет 12%.
Но лидеры кредитования физлиц Сбербанк и «Русский стандарт» предпочли не делиться такими данными и создали собственные бюро: бюро кредитных историй «Инфокредит» и кредитное бюро «Русский стандарт». «В принципе мы планируем сотрудничать с другими банками, но не раньше 2008 года», — заявил представитель бюро «Русский стандарт». Тем временем розничные банки тщетно пытаются с ними договориться. «Мы ведем переговоры с бюро, созданными при крупнейших банках, но пока безрезультатно — дело за ценой», — досадует замдиректора дирекции продуктов розничного бизнеса ФК «Уралсиб» Альберт Фахрутдинов. «Наши кредитные истории уникальны», — набивают цену в бюро «Русский стандарт».
Интерес банков к этим двум бюро участники рынка объясняют их растущей эффективностью, позволяющей уже сейчас сокращать издержки банков. Как сообщает ЦБ, в первом квартале в отношении примерно 50% запросов, поступивших в Центральный каталог, была найдена информация о бюро, в которых хранится история заемщика.
«Все зависит от сегмента, на который ориентируется банк, и от региона выдачи кредита», — уточняет гендиректор «Глобал Пейментс» Олег Лагуткин, который утверждает, что в среднем информация находится только по 25—35% запросов. Например, в «Уралсибе» проверяют только заемщиков по высокорискованным продуктам и клиентов, чьи намерения и платежеспособность вызывают у банка сомнения. «Каждый десятый запрос дает информацию, позволяющую сокращать издержки банка на 20%», — говорит
Елена ЗУБОВА