Совместная с ФСФР проверка показала, что «случаи неправомерного перевода средств пенсионных накоплений граждан <…> приобрели массовый характер», в значительном количестве случаев это связано с «незаконным использованием работниками НПФ и агентами фондов персональных данных граждан, фальсификацией их подписей».
Нередко фонды незаконно занимаются предпринимательской и благотворительной деятельностью, продолжают прокуроры. Также выявлены «факты использования имущества фондов в интересах их учредителей для целей, не связанных с пенсионным обеспечением граждан», фонды создают коммерческие структуры для финансирования своей деятельности за счет средств фонда, активы и средства пенсионных резервов самостоятельно размещают «в ценные бумаги аффилированных с их учредителями хозяйствующих субъектов». «Повсеместно» имеются нарушения при назначении и выплате НПФ пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц.
В большинстве фондов «должным образом не организован внутренний контроль», ситуация усугубляется отсутствием действенного механизма контроля за деятельностью НПФ со стороны спецдепозитариев.
Прокуроры указывают, что «выявленные нарушения во многом обусловлены несовершенством действующего законодательства, наличием многочисленных пробелов и коллизий правового регулирования». В Генпрокуратуре не уточняют, какие фонды проверялись. Всего выявлено 770 нарушений, внесено 115 представлений об их устранении, возбуждено 19 уголовных дел.
«Все активы, в которые направлены средства накопления и резервов, мы согласовываем с ФСФР», — говорит председатель координационного совета группы «НПФ Норникель» Владимир Канторович. «Как можно говорить о нарушениях законодательства фондами, одновременно указывая, что целый ряд вопросов законом не регулируется?» — удивлен вице-президент «Газфонда» Дмитрий Коншин. Впрочем, результаты проверки позитивны для рынка — Генпрокуратура обратила внимание на необходимость совершенствования правовой базы для НПФ, отмечает он. Очевидно, что рынку НПФ нужен единый орган регулирования, лицензирования, контроля и надзора в лице ФСФР, говорит исполнительный директор фонда «Благосостояние» Елена Сухорукова.
В ФСФР заверили, что «в отношении нарушителей службой применяются все установленные санкции в соответствии с законодательством», но «ряд поставленных вопросов требует дополнительной проработки и изменения регуляторной базы».
Наталия БИЯНОВА, Алексей НИКОЛЬСКИЙ