В столичном метро вскоре может быть отменено использование банковских карт с транспортным приложением. Как стало известно «Маркеру», глава Московского метрополитена Иван Беседин отверг предложения банков по совершенствованию схемы расчетов за поездки и оповестил о расторжении контрактов с 1 октября. К таким резким действиям Беседина подтолкнуло нежелание банков работать по авансовой системе оплаты.
Беседин выгоняет банки из метро
На днях ряд банков участвующих в совместном проекте с метрополитеном, получили от главы столичной подземки Ивана Беседина ответы на свои обращения, где они предлагали усовершенствовать схему расчетов за поездки с использованием карт с транспортным приложением. Как сообщили «Маркеру» источники в банках — партнерах метрополитена, Беседин не принял их предложения и сообщил о расторжении соответствующих договоров с 1 октября. Остальные банки должны получить соответствующие письма от Беседина в течение недели.
Банки не устроила новая схема платежей
В апреле ГУП «Московский метрополитен» отправил письмо в адрес 17 кредитных организаций, выпускающих карты с транспортным приложением, об изменении условий существующих трехсторонних договоров между банками, подземкой и ЗАО «Экспресс Кард». Руководство метрополитена потребовало пересмотреть схему расчетов. До сих пор банки перечисляли метрополитену сумму, которую клиент потратил на проезд в предыдущем месяце, а теперь Беседин обязал банки переводить средства авансом.
Банки эта схема не устроила. «Авансовая схема проекта, предложенная метрополитеном, приведет к еще большим дополнительным обременениям для банков, которые вынуждены будут перенести их на клиентов, а это, в свою очередь, может существенно снизить количество выпускаемых карт в рамках проекта и как результат приведет к увеличению очередей и нагрузки в кассах метрополитена», — говорилось в проекте письма на имя главы метрополитена Ивана Беседина, которое подготовила Ассоциация российских банков (АРБ) и в итоге подписали все банки — участники проекта.
В письме сказано, что банки согласны списывать деньги с карт клиентов за проезд практически в режиме онлайн. У метрополитена они просят сделать проезд для владельцев карт с транспортным приложением столь же выгодным, как и для тех, кто покупает билеты в его кассах. При совершении поездки ее стоимость должна рассчитываться с учетом количества ранее совершенных поездок в отчетном месяце, предложили банки. Если, совершая одну поездку, клиент потратит 28 руб., то за 10 поездок — 26 руб. за проход через турникет. Как и в случае с проездными билетами, приобретаемыми в кассах метро, стоимость 60 поездок в месяц по карте предлагается установить на уровне 1245 руб., или 20,75 руб. за один проход через турникет.
Банки не пойдут на попятную
«Руководство Московского метрополитена рассмотрело Ваше обращение с отказом от условий, предложенных метрополитеном в дополнительном соглашении… Информирую Вас о расторжении договора с 1 октября 2011 г.», ― сказано в письме Беседина. По мнению собеседника «Маркера», знакомого с ситуацией, это означает, что банкам придется уйти из метро, точнее, отменить функцию «транспортное приложение» своих пластиковых карт.
Есть вероятность, что метрополитен предложит банкам заключить новые контракты на его условиях. Однако если подземка не пойдет на компромисс, уже сами банки откажутся от проекта. «Учитывая, что со всеми банками договор в нынешнем виде будет расторгнут, мы ожидаем, что в августе-сентябре метрополитен представит новые условия работы, — комментирует директор департамента обслуживания и сопровождения розничного бизнеса Транскредитбанка Алексей Киричек. — В противном случае встанет вопрос о сворачивании проекта, поскольку его реализация на условиях, предложенных метрополитеном, маловероятна».
Экономической привлекательности в проекте нет и сейчас, а при схеме, предложенной метрополитеном, интерес банков теряется полностью. На поездки по транспортным банковским картам приходится всего 5% от общего числа поездок в московском метрополитене. Притом «пластиком» как проездными билетами пользуются всего 30% владельцев карт, имеющих транспортное приложение.
Юлия ПОЛЯКОВА, Татьяна ШИРМАНОВА