Кредитные карты, потребительские займы, автокредиты, ипотека — россияне все активнее пользуются банковскими продуктами. По данным Центробанка на 1 мая, граждане набрали кредитов на 4,3 трлн рублей (это около 10% ВВП страны). Но, увы, кредитов без просрочки не бывает. Как сообщает банковский регулятор, размер просроченной задолженности по ссудам населению составил 6,6%, или 285 млрд рублей. Более 50% этой задолженности банки уже передали коллекторам — агентствам, специализирующимся на взыскании просроченных долгов.
Не всегда справляются со своими обязательствами по погашению кредитов и небольшие компании, к которым традиционно относят бизнес с оборотом до 400 млн рублей в год. При сопоставимом размере набранных кредитов, более 3,3 трлн рублей, уровень просрочки у компаний малого и среднего бизнеса гораздо выше — 9,5%. В среднем по долгам не платит каждый десятый предприниматель.
Что делать с плохими долгами? В кризис большинство компаний малого и среднего бизнеса испытывало трудности, и до последнего времени было сложно оценить, кто из них сможет восстановить платежеспособность, а кто нет. Поэтому при общем объеме просроченной задолженности у малых предприятий в 317 млрд рублей коллекторам были переданы портфели лишь на 1 млрд рублей.
В 2010 году тендеры на продажу портфелей просроченных кредитов компаний малого бизнеса провели МДМ Банк, Росбанк, Райффайзенбанк. Начали работать с коллекторскими агентствами и крупнейшие госбанки: ВТБ 24 стал передавать коллекторам проблемных заемщиков в июле, а Сбербанк — в октябре прошлого года.
Сбербанк провел серию тендеров по отбору коллекторских агентств для работы с просрочкой физлиц по агентской схеме. Известно, что объем переданной коллекторам задолженности Сбербанка составит 4,5—6,8 млрд рублей. В сентябре этого года банк определится с коллекторскими агентствами, которым будет передавать в работу просроченную задолженность уже на постоянной основе. При этом особое внимание при отборе агентств уделяется их профессионализму и законности используемых ими методов. И речь идет о долгах не только физлиц, но и предпринимателей.
По словам главы Сбербанка Германа Грефа, в настоящее время резервы банка перекрывают просроченную задолженность в 2,2 раза. Однако за счет реабилитации части плохих активов, накопленных в период кризиса, банк планирует в первом полугодии 2011 года получить более 160 млрд рублей прибыли.
Пока на российском рынке происходят лишь отдельные сделки относительно небольшого объема, в то время как на Западе продажа долгов физлиц, а также малого и среднего бизнеса — это распространенная практика. Однако уже прослеживается стремление российских банков сделать такие операции регулярными. Уже в ближайшем будущем объем продажи коллекторам плохих долгов значительно вырастет: Минэкономразвития опубликовало у себя на сайте проект закона, регулирующий деятельность коллекторских агентств. А это значит, что коллекторы, работающие в России уже более семи лет, наконец начнут действовать в четком правовом поле, то есть частные заемщики и предприниматели, чьи долги были переданы коллекторам, могут больше не бояться визита каких-то непонятных личностей.
До последнего времени репутация у коллекторов была весьма неоднозначной — их работу до сих пор еще воспринимают как выбивание долгов. «На самом деле неправовыми методами давно никто из коллекторов не пользуется», — говорит гендиректор долгового агентства «Пристав» Артур Александрович.
По словам эксперта, банк должен выдавать кредиты и обслуживать депозиты, а не заниматься бесконечными переговорами с должниками. Кроме этого, передача сбора долгов на аутсорсинг позволяет избежать репутационных рисков, по сути, дистанцироваться от негативно воспринимаемых процессов. Да и для самих должников работа с коллектором — это возможность полюбовно решить проблему долга, без передачи дела в суд, вызова судебных приставов, описи имущества и уголовного преследования за неисполнение судебного решения. Коллекторы потому и ждут появления регулирующего их деятельность закона, что он способен радикально изменить их имидж.
Михаил ХМЕЛЕВ