Не успела отшуметь Греция на международном долговом рынке, как на первое место по цитируемости вышла Италия со своими долговыми проблемами. Общий внешний долг этой страны составляет почти 3 трлн евро или около 120% ВВП. То есть в относительных показателях столько же, сколько и долг Греции.
Видимо, это и стало поводом для спекулянтов, развернувших атаку на итальянские облигации. Если еще год назад доходность 10-летних бумаг составляла около 3,75% годовых, то сегодня она равна уже 5,5% годовых. Эксперты считают, что при таком уровне и с текущими макроэкономическими показателями страна не сможет обслуживать свой долг. В частности, руководство крупнейшего в мире облигационного фонда PIMCO заявило, что вероятность такого события (фактически, дефолта) в нынешних условиях уже составляет 50%.
На этом фоне курс евро пошел вниз, пробил отметку в $1,41 и упал до минимума с 25 мая. Однако Италия — третья по величине экономика еврозоны и, как говорят эксперты, too big to fail — «слишком велика, чтобы объявить дефолт». В этой связи страны ЕС, возможно, будут вынуждены увеличить объем фонда, предназначенного для проблемных стран еврозоны, в 2 раза — то есть до 1,5 трлн евро, чтобы помочь Италии выбраться из долгового кризиса.
Однако пока ЕЦБ не проявляет особого энтузиазма для того, чтобы поставить на место зарвавшихся спекулянтов. В принципе, регулятору достаточно заявить о выкупе с рынка облигаций Италии на сумму в нескольких сот миллиардов евро, как их доходность легко отскочит вниз, если не на уровни годовой давности, то на 1 процентный пункт — легко, как говорят аналитики. В этой связи создается ощущение, что Евросоюзу выгодна складывающаяся ситуация. Используя ее, можно, например, более жестко проводить интеграционные процессы, в частности, политику фискальной консолидации. Без более влиятельных регулирующих органов ЕС будет трудно оставаться успешным валютным союзом. Да и некоторое понижение курса евро против доллара окажет поддержку промышленным экспортерам Евросоюза, и так уже с марта терпящим слишком высокий курс евро.
С другой стороны ослабление евро выгодно и Америке. Завершение QE2 и неумолимое приближение даты «технического» дефолта США (2 августа), предсказанного главой американского минфина Тимоти Гейтнером, не особенно сказывается на стоимости американских активов. Не потому ли, что одна за одной вытаскиваются на свет страшилки про Европу? Таким образом — намеренно или нет — готовится почва для спроса на ценные бумаги США, выпуск которых в увеличенном масштабе начнется, как только в американском сенате будет достигнута договоренность о повышении потолка госдолга этак на $2,5 триллиона.
На III квартал запланирован выпуск американских госбумаг общим объемом $400 млрд. Квартал уже идет, а выпускать пока нельзя… Тут же напрашивается аналогия с самолетом, стоящим на старте: двигатели работают в полную силу, а пилот со всей силы давит на тормоза… Как говорят эксперты, за время вынужденного простоя эмиссионера «трежерис», инвесторы могли и поотвыкнуть от этого инструмента, да и ФРС с завершением QE2 не может в полном объеме обеспечить спрос на бумаги казначейства.
Так что ждем понижения рейтингов Италии ведущими рейтинговыми агентствами, чтобы наверняка… Однако, скорее всего, и на этот раз все обойдется — с помощью «введенных вовремя экстренных мер». Время тотального обрушения еще не пришло, «латание дыр» продолжается…
Дмитрий МАЙОРОВ