Банк Москвы получит от государства не 295 млрд рублей, которые в процессе санации должны быть выданы ему в качестве кредита Агентством по страхованию вкладов на 10 лет под 0,51%. Кредитной организации достанется 150 млрд рублей, но зато безвозмездно и сразу, в том смысле, что использовать эти средства для «затыкания дыр» можно уже в этом году. К такому выводу пришли «Известия», проанализировав схему инвестиций госпомощи.
Итак, во вторник глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что весь объем выделяемых Банку Москвы средств будет вложен в облигации федерального займа (ОФЗ). Причем ради этого произведут допэмиссию бумаг — это будет специальный выпуск, который не попадет на открытый рынок. Такая схема предусмотрена для того, чтобы не спровоцировать инфляцию, поскольку сумма велика и будет напечатана специально для спасения кредитной организации. Что и монетарные власти, и представители Банка Москвы активно подчеркивают. Как заявили «Известиям» в организации, решение вызвано желанием вложить заемные средства так, чтобы эта деятельность «не повлияла на макроэкономические показатели в целом».
Параметров выпуска пока не сообщают. Тем не менее все источники «Известий», близкие к процессу, предложили ориентироваться на десятилетние ОФЗ, что по срокам совпадает с кредитом, который предоставляется Банку Москвы. Казалось бы, все логично: ОФЗ относятся к высшей категории ценных бумаг (номер один в ломбардном списке Центробанка). В итоге терпящий бедствие банк получает средства «на лечение» в виде доходов, ЦБ берет облигации в РЕПО, ликвидность ОФЗ повышается, доходность падает. Государство тоже выигрывает. ВТБ, чьей головной болью является Банк Москвы, повышает надежность своих резервов. Решение со всех сторон элегантное.
Сколько же может заработать Банк Москвы?
— Средняя ставка годовых в ОФЗ при десятилетнем сроке инвестирования 8,25% годовых, — говорит старший аналитик «Урса Капитал» Дмитрий Дорофеев. — То есть в год банк сможет получать от этой сделки 6,5—7,5% прибыли за вычетом обслуживания кредита АСВ. Получится примерно 19,2—22,1 млрд рублей в год. В соответствии со стандартами МСФО, по которой отчитывается Банк Москвы, вся прибыль, которую он будет получать за 10 лет, сразу будет списана на 2011 год. Она будет переоценена на текущий момент. Что должно составить около 150 млрд рублей единовременной прибыли.
Говоря проще, государство одной рукой выделяет около 300 млрд рублей Банку Москвы, другой — забирает обратно, и уже в этом году предоставляет в полном объеме 150 млрд рублей, необходимых для того, чтобы заткнуть дыры в балансе. Правда, как пояснил источник в Банке Москвы, деньги будут отражены только в бухгалтерской отчетности, что не мешает поправить дела.
— Физически деньги появятся через 10 лет, — сказал собеседник «Известий».
Теоретически государство могло не мудрить со схемами, а просто подарить банку 150 млрд рублей, которые все равно напечатает специально для этого.
— Но это было бы незаконно, — подчеркнул источник «Известий» в Банке Москвы, — да и мы бы слишком расслабились.
Директор аналитического департамента ООО «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский считает, что печатный станок в данной ситуации — не самое худшее решение, хотя в идеале стоило бы от него отказаться совсем. По мнению эксперта, были и другие пути спасения банка, но это требовало более серьезных затрат в виде времени и сил.
— Очевидно, что в Банке Москвы были злоупотребления. Но не все кредиты там плохие. Некоторые из них можно и нужно было репатриировать обратно в банк. Но никто не захотел этим заниматься. Надо было посадить команду тружеников, которые бы скребли каждый кредит, оценивали залоговую стоимость активов каждого заемщика, искали бы, где он находится, оценивали бы перспективы работы с Интерполом. Такая работа дает возможность вернуть как минимум 30% плохих долгов. Но для этого нужно напрягаться. Гораздо проще получить деньги от государства, — уверен Рожанковский.
Мария САРЫЧЕВА