Глава ФРС США Бен Бернанке сознался, что его ведомство рассматривает вариант проведения третьего этапа смягчения денежно-кредитной политики — так называемой QE3. Выступая перед комиссией Палаты представителей США по финансовым вопросам, он назвал три возможности по ослаблению денежной политики регулятора.
ФРС может:
— более четко обозначить сроки сохранения базовой ставки и баланса регулятора на текущих уровнях;
— инициировать новый этап выкупа активов с рынка или увеличить средний срок платежа по ценным бумагам, держателем которых является регулятор;
— снизить на 25 базисных пунктов процентную ставку, по которой регулятор осуществляет выплаты по банковским резервам.
Итак, несмотря на то, что предыдущие два QE, объемом $1,7 трлн и $0,6 трлн соответственно, не принесли ощутимых результатов в деле запуска экономики США, Федрезерв не находит ничего лучше, как продолжить накачивать мировую экономику «бесплатной» ликвидностью. Ну а что ему еще делать, когда один из главных показателей, на которые ориентируется регулятор, — рынок труда — демонстрирует запредельную слабость. Настолько запредельную, что вскоре после публикации министерством труда США июньских данных о росте безработицы до 9,2% президенту Бараку Обаме даже пришлось объясняться с электоратом. Я не припомню, чтобы президент США настолько оперативно комментировал макроэкономические данные, пусть даже столь насущные для страны.
В общем, недолго удалось Бену Бернанке демонстрировать твердую руку в деле сворачивания мер мягкой монетарной политики. А ведь не далее как 22 июня, после публикации решения ФРС не изменять ставку с рекордно низкого уровня в 0—0,25% годовых он говорил, что дальнейшее количественное смягчение политики крайне маловероятно. И даже назвал срок, после которого возможно и повышение ставки — 2—3 заседания ФРС.
Опубликованные вчера «минутки» (протоколы заседания ФРС по ставке) подтвердили решимость, присутствовавшую на тот момент в умах банкиров ФРС. В них обрисована общая стратегия отказа от ультрамягкой кредитно-денежной политики. Так, в первую очередь Федрезерв планирует прекратить реинвестировать в US Treasuries процентные доходы по ипотечным ценным бумагам. Кроме того, ФРС планирует «одновременно или немного позже» начать изменение процентных ставок в сторону повышения. А затем регулятор планирует приступить к продаже ценных бумаг. И вот сегодня разворот на 180 градусов…
Отчего же такие метания?
Возможно, появились признаки того, что желающих покупать гособлигации США, когда их массированный выпуск будет одобрен сенатом (дедлайн назначен на 2 августа), — осталось слишком мало. ФРС после новых заявлений вполне законно в очередной раз подставит свое мощное плечо под финансовую пирамиду «трежериз». Возможно также, что эти заявления идут в русле подготовки «напуганных» инвесторов перед началом выпуска бумаг — мол, смотрите, ФРС продолжит активно выкупать госбумаги с рынка, так что уже сейчас готовьте свои денежки — будет дорого, и можете не успеть за регулятором, выводя средства в «тихую гавань»….
Однако пока рынки салютуют Бернанке очередным уходом в риск, спасая средства от инфляции активов. Так, евро растет против доллара, позабыв про итальяно-испанские страшилки. Нефть Brent опять идет в район $120 за баррель (Brent), не успев как следует скорректироваться — хотя бы до $115 за баррель. Котировки золота обновляют рекордно высокие уровни, подбираясь уже к $1600 за тройскую унцию — 1% остается. Может и прав был президент Millennium Wave Advisors Джон Молдин, заявивший, что «если бы они сказали правду, рынки бы наделали в штаны».
Дмитрий МАЙОРОВ