Руководство зоны евро изо всех сил старается найти рецепт спасения государств типа Греции, которые столкнулись с долговым кризисом. Глава Бундесбанка Германии Йенс Вайдманн считает, что на поддержку со стороны ЕЦБ членам ЕС рассчитывать уже не стоит — проблемы в первую очередь должны решаться на уровне местных правительств.
—
— Ситуация напряженная. Для того чтобы ее стабилизировать, странам зоны евро необходимо срочно продемонстрировать свою способность действовать решительно. Во-первых, причина кризиса в слабости государственных финансов. Поэтому главное — консолидация бюджетов, причем во всей зоне евро. Во-вторых, срочно нужна ясность по поводу новой программы помощи Греции. Несмотря на значительные усилия, эта страна не смогла выполнить условия, связанные с предоставлением ей первого пакета помощи. Недавние решения греческого парламента по проведению реформ, конечно, обнадеживают, но их следует осуществить как можно быстрее. В противном случае продолжать кредитовать Грецию не следует.
— А как быть в случае дефолта Греции?
— Правительства должны иметь план, что необходимо предпринять для предотвращения расползания долгового кризиса по другим странам, если спасение Греции провалится. Государства зоны евро должны иметь инструменты, которые бы защитили их национальные финансовые системы. Для поддержки стран, у которых своих сил на это не хватит, существует Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), располагающий 750 млрд евро.
— Быть может, этой суммы недостаточно? Уже заговорили об ее удвоении.
— Размер «зонтика» — лишь часть общей дискуссии. Во-первых, подобное решение могут принять только правительства и парламенты. И во-вторых, мало пользы от того, что ответом на каждую возникающую проблему служит лишь увеличение размера денежных вливаний.
— Сейчас звучат предложения и о покупке за счет средств EFSF уже размещенных на рынке гособлигаций проблемных стран…
— Средства европейского «зонтика» направлять на покупку гособлигаций на вторичном рынке не следует. Это повлекло бы за собой большие расходы, принесло бы мало пользы и имело бы опасные последствия. Кстати, по мнению Бундесбанка, было бы неправильным исключать возможность национального дефолта в зоне евро, поскольку, в конце концов, риск неплатежеспособности является для финансовой политики дисциплинирующим фактором. Принципиальным является то, что в рыночной экономике все игроки должны нести ответственность за свои действия.
— Представляется, что ЕЦБ отнюдь не способствует разрядке напряженности в зоне евро. От вас и ваших коллег слышны угрозы прекратить снабжение греческих банков деньгами, если реструктуризация долгов состоится. Разве это правильно?
— Да, потому что речь идет о доверии к центробанкам. В нашу задачу не входит финансирование неплатежеспособных институтов, а тем более стран-банкротов. Поэтому европейская система дает кредиты только под соответствующие гарантии. Если мы станем покупать бонды страны-банкрота, то нарушим этот основополагающий принцип эмиссионных банков. Кроме того, риски ведь никуда не исчезнут, если их переместить на балансы центробанков.
— Что вы имеете в виду?
— Убытки европейской системы оплачивает, в конце концов, налогоплательщик. Скажем, согласно формуле капитала ЕЦБ на Германию приходится более 25%. Таким же образом все убытки распределятся на налогоплательщиков стран зоны евро. Но окончательное решение — задача правительств и парламентов: таковы законы демократии.
Экономист по образованию, Йенс Вайдманн родился в 1968 году в Золингене (Северный Рейн — Вестфалия). Учился в университетах Франции и Германии, стажировался в банке Banque de France. Работал, в частности, в МВФ в Вашингтоне, затем руководил отделом денежной политики Бундесбанка ФРГ. Последние пять лет возглавлял отдел экономической и финансовой политики в Ведомстве федерального канцлера, являясь еще и личным представителем Ангелы Меркель по вопросам саммитов G8 и G20. С 1 мая 2011 года — председатель Бундесбанка (Центробанка) Германии, член совета ЕЦБ.
Handelsblatt, перевод Александра ПОЛОЦКОГО