Европейский центробанк (ЕЦБ) допускает частичный дефолт по греческим облигациям, сказал председатель ЦБ Австрии Эвальд Новотны: это вариант разрешения кризиса, который «не приведет к серьезным последствиям для рынка».
Это первое заявление чиновников ЕЦБ о целесообразности дефолта. Председатель ЕЦБ Жан-Клод Трише все последние месяцы говорил, что в любом виде дефолт — даже по части обязательств — недопустим. Именно позиция европейского регулятора была главным препятствием на пути согласования второго пакета помощи Греции: ЕЦБ обещал не принимать в качестве залога греческие облигации в случае полного или выборочного дефолта.
Сначала ЕЦБ занял очень жесткую позицию, но теперь начинает обращаться к здравому смыслу, понимая, что в создавшейся ситуации выборочный дефолт — неизбежность, считает Владимир Брагин из «Альфа-капитала». «Инвесторы, в принципе, уже готовы к этому», — говорит он.
То, что раньше казалось худшим сценарием, становится реальностью, замечает Николай Подгузов из «ВТБ капитала». «Выборочный дефолт — это условное понятие, по сути, это и есть банкротство», — категоричен он. Рейтинговые агентства тоже называют выборочный дефолт банкротством. Инвесторы потеряют часть денег, считают аналитики рейтингового агентства Standard & Poors. «Любое ухудшение условий для инвесторов вызывает снижение рейтинга бумаг до уровня «дефолтный», — пишут они. Любое невыполнение обязательств Грецией будет расценено как дефолт, cолидарно рейтинговое агентство Fitch.
Однако рынки воспрянули после заявления Новотны. Нефть марки Brent подорожала на 1% до $117,21 за баррель, индекс Standard & Poors 500 Index вырос на 0,9%, Stoxx Europe 600 — на 0,8%, евро укрепился на 0,4% до $1,4169. Оптимизма рынку добавила и хорошая статистика по строительству новых домов в США: рост на 14,6% в июне до 629 000 домов (данные министерства торговли США).
Цены растут, поскольку появилась надежда на разрешение долгового кризиса, считает Мэт Смит из Summit Energy Services (цитата по Bloomberg). Любое решение греческой проблемы рынки воспримут положительно, уверен Брагин. Политики уже несколько месяцев теряют время, споря над методами разрешения кризиса, а ситуация продолжает ухудшаться не только в Греции, но и во всей периферийной Европе, отмечает Джонатан Лойнс из Capital Economics. По его словам, рынки надеются, что европейские политики на саммите в четверг наконец смогут принципиально договориться, как разрешить долговой кризис в регионе.
Дефолт Греции станет прецедентом для Евросоюза, констатирует Подгузов. «Другие правительства, которые находятся примерно в таком же положении, задумаются, следует ли с помощью жесточайшей бюджетной экономии пытаться расплатиться по долгам», — рассуждает он, политики могут решить, что дефолт — это выход из создавшейся ситуации. Возможна цепная реакция, предупреждает Брагин, долговые и бюджетные проблемы у Испании, Португалии, Италии и Ирландии. Долг Италии — 129% ВВП, Ирландии — 120,4%, Португалии — 110,8%, Испании — 73,6% (данные ОЭСР).
Цена снижения долга Греции до 80% ВВП — 170 млрд евро, подсчитал Лойнс, чтобы облегчить долговое бремя Португалии, Ирландии, Италии и Испании, потребуется еще 900 млрд. Чтобы потушить долговой кризис в Европе, правительствам нужно истратить 2 трлн евро, подсчитал Жак Кэйллоу из Royal Bank of Scotland.
Инвесторы продолжают покупать
Греция вчера разместила на аукционе 13-недельные казначейские облигации на 1,625 млрд евро с доходностью 4,58%. Спрос на бумаги превысил предложение в 3,08 раза, сообщило греческое Агентство по управлению долгом. Общий долг Греции — 358,9 млрд евро (данные Bloomberg), три четверти этой суммы — в руках иностранцев. Уровень долга вырастет с 143% ВВП в 2010 г. до 152,5% в 2011 г. и 155% к 2015 г. Стране требуется погасить обязательства на 214,9 млрд до 2015 г.
Екатерина КРАВЧЕНКО, Светлана ШУРАНОВА