В Вашингтоне продолжаются тупиковые переговоры относительно «долгового потолка». Простые американцы, мягко говоря, озадачены этими дебатами. Со стороны это выглядит как своеобразный «политический спектакль», где одна сюжетная линия представлена министром финансов США Тимом Гейтнером, не желающим пойти по стопам экс-министра Хэнка Полсона, а вторая — спикером партии республиканцев Джоном Бонером, прямо-таки жаждущим году так в 2013-м пригласить экс-президента США Барака Обаму на партию игры в гольф. Как весь этот «театр» воспринимают «зрители», то есть рядовые жители США? На этот вопрос пытается ответить корреспондент DailyFinance Реджина ЛЬЮИС.
Уолл-стрит не придает особого значения происходящему, разве что недавно облигации Минфина США вошли в ралли. По крайней мере один из аналитиков, с которым автор статьи побеседовала лично, и многие участники финансовых телепрограмм полагают, что американцы смотрят на происходящее не так и с точки зрения перспективы, и с точки зрения времени.
Впрочем, рядовые американцы озабочены «долговым потолком» потому, что живут в домах, за которые еще не выплачена ипотека, потому что беспокоятся за будущее своих детей. Многие, похоже, считают, что они вынуждены платить по долгам государства и воспринимают это как личное оскорбление. Даже глава Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке как будто разоткровенничался.
Рынок тем временем не очень сильно реагирует на долговой кризис; игроки уверены, что Минфин США сделает все, чтобы решить вопрос с долгами и оттянуть решающий момент на какое-то время. Облигации Минфина на какое-то время вошли в ралли, правда, теперь они приостановили свой рост. Как сказал недавно Гейтнер в интервью телеканалу NBC, чем дольше американское правительство «раскачивается», тем меньше рынок верит в то, что оно действует достаточно уверенно и согласованно. Стыд-то какой. Но, действительно, кто-либо в правительстве работает «уверенно и согласованно»? В чем тут проблема — в том, что правительству не удается следовать американским идеалам или в сегодняшней тяжелой экономической ситуации?
Скажем, в Японии бюджетная задолженность уже достигла уровня 200%, но там вроде бы никто не собирается повышать налоги. Старший инвестор компании Nariman Point Вишаал Бхаян придерживается «медвежьего» настроя относительно Японии, и напоминает о том, что налоговые сборы там по-прежнему на уровне 1986 года, а вот госрасходы возросли с тех пор втрое. Эксперт полагает, что США идут по тому же пути, но лишь с отставанием на 10—15 лет.
Если Греция — это Bear Sterns, то Италия и Испания — Lehman Brothers
Бхаян уверен, что греческий долговой кризис не так уж велик на общем фоне. Он проводит аналогию с историей спасения банков в США во время кризиса: «Греция напоминает мне Bear Sterns, а Италия и Испания — Lehman Brothers». Иными словами, крах Bear Sterns нанес экономике скорее психологический ущерб, а вот с более крупными банками Международный валютный фонд (МВФ) и остальная Европа вряд ли разберутся так же легко, они «гораздо более важны», по словам эксперта.
Когда станет жарко
А один из вашингтонских адвокатов предложил другую точку зрения: «Если 2 августа никакого решения принято не будет, министру финансов Гейтнеру придется решать, кому платить, а кому нет. А когда республиканцы обнаружат, что в списке их нет, они прибегут к своим сенаторам и конгрессменам и заорут на них: «Живо беритесь за дело и договаривайтесь, сейчас же!» И все вопросы решатся за неделю».
Иными словами, получатели социальных пособий просто дадут понять о своих потребностях, а вот военные непременно объявятся у конгресса с требованием выплатить им долги. Что же до сенатора Митча МакКоннелла, который предложил согласиться с Обамой по поводу долгов, вашингтонский адвокат заметил: «Предложение повышать «долговой потолок» до конца президентского срока Обамы — хороший повод потом ударить его за это же под дых, особенно если президент привлечет к делу конституцию и проигнорирует конгресс. Впрочем, детали самого этого предложения грозят похоронить хитрый замысел конгрессмена».
Национальный позор
А тем временем простые американцы не могут взять в толк, чем же им грозит все происходящее, а родители переживают за будущее своих детей. Пастор Бадди Шолватер, простой американец, цитирует по этому поводу «Книгу притчей Соломоновых»: «Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги: если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою
Адвокат Джанеза Чеччиа, мать двух дочерей-подростков, делится своими переживаниями: «Меня все еще изумляет, как много людей не придает особого значения происходящему. Я надеюсь, что эта статья поможет многим осознать, что все это отзовется не только на нынешнем поколении, но и на будущих. Я надеюсь, мои дети будут в достатке и благополучии, но очень сомневаюсь, что у них это получится, поскольку нынешняя неспособность правительства разгрести все эти налоговые завалы очень сильно препятствует моему желанию».
Вторит ей и еще одна американка, Деб Шоу: «Моя 35-летняя дочь вполне успешна, но, боюсь, в нынешней ситуации не дети будут возвращаться к родителям под отчий кров, а наоборот, дети будут принимать родителей. Я помню истории моей бабушки о Великой депрессии, и помню, как дедушка мне рассказывал о своих поездках в железнодорожном вагоне в поисках работы. На сегодня все еще не так плохо! Но я все равно тревожусь».
Если уж некоторые рухнувшие американские банки были «слишком большими, чтобы потерпеть крах», то, видимо, «долговой потолок» «слишком высок, чтобы
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru