С середины июня управляющие $25,5-миллиардным фондом Джорджа Сороса Quantum Endowment Fund держат 75% в кэше, ожидая более приемлемых возможностей для инвестиций, по данным источников Bloomberg. Месяц назад управляющий фондом Кит Андерсон дал распоряжение портфельным менеджерам отойти от торгов после того, как с начала года фонд потерял более 6%.
Отойти от активной торговли предпочли и в Moore Capital Management (активы — 15 млрд долларов). Управляющий и основатель этого хедж-фонда Луи Бэкон предпочел урезать риски флагманского фонда Moore Global после потери 6% с начала года к 30 июня. По данным источников агентства, все убытки пришлись на май и июнь.
Наряду с фондом Сороса и Moore Capital Management, многие хедж-фонды сократили инвестиции в акции, облигации и валюту
Даже Джордж Сорос, заработавший 1 млрд долларов на ставке против британского фунта, озадачен: «Я нахожу нынешнюю ситуацию намного более непонятной и гораздо менее предсказуемой, чем в начале финансового кризиса. Рынки нестабильны. Нет ни немедленного коллапса, ни незамедлительного разрешения», — заявил ранее Сорос.
«Полное восстановление — лишь после реструктуризации»
Когда рейтинговое агентство Moodys снизило рейтинг суверенного долга Ирландии до мусорного статуса в середине июля через неделю после аналогичного решения по Португалии, это не стало сюрпризом для Сандора Стеверинка из Delta Lloyd Asset Management. Наиболее эффективный управляющий облигационными фондами в Европе за последние десять лет, Стеверинк прогнозировал снижение обоих рейтингов. Теперь он считает, что скоро можно будет покупать такие бумаги, пишет Bloomberg BusinessWeek.
«Мы узнали от развивающихся рынков, что можно получить полное восстановление лишь после надлежащей реструктуризации, — говорит изданию Стеверинк, управляющий фондом нидерландского страховщика Delta Lloyd. — Мы считаем, что это необходимо для Греции и, в конце концов, вероятно, и для Ирландии, и для Португалии».
Из двух последних стран для инвестиций предпочтительнее Ирландия, считает финансист: ее долговая нагрузка была связана с банками, а не со структурными проблемами, такими, как огромные государственные заимствования и медленный рост экономики. Кроме того, как считает Стеверинк, у Ирландии высокий экспортный потенциал, который мог бы способствовать выходу из кризиса.
В Delta Lloyd Asset Management считают, что перед покупкой любых португальских долговых обязательств необходимо подождать по крайней мере два месяца: многие инвесторы сейчас не могут позволить себе держать в портфеле бумаги с мусорным статусом и будут вынуждены продавать их, что будет подталкивать цены вниз.
Доходность по фонду облигаций под управлением Delta Lloyd составляла в среднем 5,8% в год, начиная с 2001 года, — это лучший результат за этот период для номинированных в евро фондов гособлигаций в Европе с активами от 500 млн евро, по данным Morningstar.
Между тем, другие управляющие ставят на дальнейшее падение. Например, управляющий Groveland Capital Ник Свенсон с марта 2010 года делает ставку на суверенные дефолты в «периферийных» странах Европы. Его $10-миллионный фонд покупает кредитно-дефолтные свопы (CDS) по испанским и итальянским государственным облигациям.
CDS предоставляют своего рода «страховку» инвесторам в случае неплатежеспособности заемщика. Даже в отсутствие дефолта их цены растут, когда качество связанных с ними долговых обязательств падает.
CDS на испанские и итальянские гособлигации могут иметь потенциал для получения прибыли, считает Свенсон, так как они недооценены. «Люди думают, что они не подвержены риску дефолта. Цены по всем негреческим бондам слишком оптимистичны», — полагает эксперт.
Управляющий фондом гособлигаций в Natixis Asset Management Оливье де Лярузьер ставит против среднесрочных испанских госбондов. Рынок смотрит на Испанию слишком позитивно, «если вы будете учитывать, какие системные риски есть в этой стране», говорит де Лярузьер: «Институциональным инвесторам будет гораздо труднее разбираться с испанским кризисом», — предупреждает он.
Плохие страны могут наделать плохих корпоративных долгов
Некоторые хедж-фонды не ставят однозначно на падение суверенных долгов, целясь на потенциальные негативные последствия на рынке корпоративного долга и для банков. Такие хедж-фонды делают инвестиции, которые окупятся, если такие закредитованные страны, как Португалия, Испания и Италия урежут расходы, замедлят рост и сократят некоторые статьи расходов потребителей.
«Наш тезис: плохие страны могут наделать плохих корпоративных долгов. Если вы создадите преграды для потребительских расходов, вы увидите, что, например, телефонных звонков станет на удивление меньше», — рассуждает Саймон Финч из хедж-фонда CQS UK, управляющий активами на 11 млрд долларов. Финч торгует долговыми обязательствами компаний-операторов мобильной связи, которые, по его мнению, могут пострадать.
Пока же корпоративные долги с низкими рейтингами выглядят как проигрышная ставка, так как растущая доходность гособлигаций «инфицировала» активы, которые всего лишь 18 месяцев назад давали своим инвесторам доходность более 75%.
В текущем месяце спекулятивные бонды теряют 1,1% после потерь 1,6% в июне, передает Bloomberg со ссылкой на данные Bank of America Merrill Lynch. Инвесторы отдают предпочтение германским госбумагам, сырьевым товарам и компаниям с высокими инвестиционными рейтингами.
Наталья ИЩЕНКО