Все больше замечаю, что иностранный туризм и иностранные инвестиции в Россию можно описать одинаковой формулой. И то и другое — дело смельчаков или фанатиков. Условия туристической инфраструктуры сильно напоминают инвестиционный климат. Чтобы осознать достоинства России и оценить ее достопримечательности — инвестиционные и туристические, — нужно иметь много терпения и железные нервы.
Туристических оазисов, так же как и инвестиционных, крайне мало: Санкт-Петербург, Казань, Краснодар, Екатеринбург, Москва (с большой натяжкой). Причем большинство из них обладает туристическими преимуществами, но не обладает инвестиционными и наоборот. Пожалуй, только Казань соединяет в себе и то и другое, являясь городом и столицей региона с богатой историей и широкими инвестиционными возможностями. Очевидно, что за Уралом, в восточной части страны, кроются самые большие по объему инвестиционные возможности, там расположены проекты «Газпрома», «Сургутнефтегаза», «Транснефти», «Роснефти», однако любому частному инвестору дотянуться до них тяжело. Там же находятся одни из красивейших в мире природных достопримечательностей России, добраться до которых дано только отъявленным экстремалам: Алтай, Саяны, Камчатка.
Взаимосвязь между динамикой иностранных инвестиций и количеством зарубежных туристов существует не только на эмпирическом уровне и не только в России. Так, многие страны с благоприятным инвестиционным климатом успешны и в деле привлечения туристов. В этом смысле особенно интересны случаи, когда такие изменения происходили быстро (в течение 3—5 лет) у нас на глазах. Как ни странно, Грузия — это пример быстрого (за последние два года) перевоплощения в «горячую» инвестиционную идею и набирающее популярность место отдыха на уикенд. Если быть точнее, то, по данным Всемирного банка, количество иностранных туристов, посещающих страну, выросло в период с 2000 по 2009 г. в пять раз (с 387 000 до 1,5 млн поездок). При этом объем иностранных портфельных инвестиций в грузинскую экономику с 2000 по 2010 г. также претерпел значительное увеличение — с 0 до $270 млн. История Бразилии, страны более подходящей для сравнения с Россией по территориальным, демографическим и экономическим показателям, подтверждает эту закономерность. Объем портфельных инвестиций в экономику Бразилии с 2001 по 2010 г. вырос с $872 млн до $67 млрд на фоне стабильно высокого туристического интереса на уровне 5 млн поездок в год (данные Всемирного банка).
Как эта картина выглядит в России? По данным Росстата, за период с 2000 по 2010 г. количество визитов иностранных туристов в Россию колеблется в пределах от 2 млн до 3 млн в год. При этом с пиковых значений 2003 г. (2,8 млн) этот показатель к 2010 г. постоянно падал, достигнув дна в 2009 г. (2 млн), и незначительно приподнялся в 2010 г. до 2,02 млн поездок, что примерно соответствует значению 2001 г. (2,05 млн).
Портфельные инвестиции за тот же период, хотя и выросли со $145 млн в 2000 г. до $1 млрд в 2010 г., по-прежнему ничтожно малы относительно желаемых объемов. Простейшие наблюдения заключаются в том, что скоро в Грузию будут ездить чаще, чем в Россию, а чтобы добиться бразильского уровня, нам нужно
Удачных инвестиций. В Россию.
Олег МАЗУРОВ
Автор — гендиректор «Allianz Росно управление активами»