Для Кэти Басби 1 мая — памятный день. В этот день кризис, охвативший американский рынок недвижимости, перестал быть для нее абстракцией: она просрочила выплаты по ипотечному кредиту
Если Басби, 47-летний администратор больницы, не договорится с кредиторами, она потеряет свой дом с тремя спальнями, купленный 11 лет назад в Денвере, пригороде Монтебелло. «Я вырастила здесь своих сыновей, я посадила эти тополя, я разбила этот сад. При мысли о том, что я могу это все потерять, мне становится плохо», — сказала она в тот день, когда ей впервые не удалось выплатить проценты по кредиту.
Кэти Басби не одинока: американская мечта жить в своем доме для многих обернулась разочарованием. По оценкам экспертов, до 2 млн заемщиков, которые взяли под залог своей собственности так называемые субстандартные кредиты по ставке, заметно превышающей ставку рефинансирования, либо уже лишились домов, либо не смогут продолжать выплаты в ближайшие несколько месяцев. Их дома обычно продаются на аукционах по цене ниже рыночной. Потери их владельцев оцениваются в $164 млрд.
Проиграли не только заемщики, но и кредиторы: в прошлом месяце обанкротился крупный ипотечный банк New Century Financial. В феврале банк HSBC выпустил первое за свою 142-летнюю историю предупреждение о снижении прибыли в результате потерь, которые понесло его американское подразделение по рискованным ипотечным кредитам. Этот кризис окажет влияние и на предвыборную гонку: демократы призывают принять федеральный план помощи несостоятельным домовладельцам, тогда как республиканцы считают, что это будет напрасной тратой денег налогоплательщиков.
Эпидемия неплатежей началась осенью прошлого года, и сейчас многие американцы поняли, что эта болезнь заразна. Спад на рынке недвижимости (объемы строительства снижались в течение 11 из последних 12 месяцев) стал основной причиной уменьшения темпов роста американской экономики с 2,5% в конце 2006 года до 1,3% в первом квартале 2007 года.
«Ипотечный кризис весьма серьезен», — подчеркивает аналитик рынка недвижимости Брэд Инмен, основатель онлайновой информационной службы о недвижимости Inman News.
Переход залога в собственность банка уже давно стал обычным делом на Среднем Западе и северо-востоке США, где спад промышленного производства серьезно отразился на благосостоянии населения. Но география нового кризиса расширилась до немыслимых пределов, охватив Калифорнию, Аризону, Неваду и Колорадо, где и живет Кэти Басби.
В этих западных штатах в течение нескольких лет наблюдался быстрый рост цен на недвижимость, поскольку эти места были весьма популярны. «Люди считали, что цены будут расти и расти», — говорит риэлтор из Денвера Том Руни. Он внимательно следит за официальными объявлениями о лишении права выкупа закладной: дома, которые являлись обеспечением по кредиту, можно выкупить, а затем выгодно перепродать. «Тогда этот прогноз казался оправданным, но они ошиблись», — отмечает он.
Кэти Басби знает об этом. Два года назад она взяла ипотечный кредит, чтобы выплатить свои прежние займы на автомобиль, дом и обучение. Сумма кредита составляла $170 тысяч (именно столько стоил тогда ее дом), а ставка — 7,6%. Ее ежемесячные платежи составляли $1076 в месяц. Она знала, что через два года процентная ставка может вырасти, однако рассчитывала, что к тому времени она снова перекредитуется.
Но когда несколько месяцев назад ее дом снова оценили, его стоимость составила всего $125 тысяч — на рынке недвижимости произошли изменения. Рефинансирование уже взятого кредита оказалось невозможным, и теперь Кэти Басби вынуждена платить более высокие проценты — 10,6%, что означает ежемесячный платеж в $1501 — на $425 больше, чем раньше. «Учитывая другие мои расходы, я не могу себе этого позволить», — говорит Басби, которая после развода живет одна, и ее доходы до налогообложения составляют $4 тысячи в месяц.
Она присоединилась к группе, развернувшей кампанию в защиту интересов малообеспеченных семей. Басби и ее единомышленники требуют ввести мораторий на отчуждение собственности, находящейся в залоге, создать экстренный фонд помощи и принять новые законы, которые помешают банкам выдавать кредиты на грабительских условиях.
Но для других жителей Монтебелло, таких как соседи Басби, семья, которая бросила свой дом и уехала от долгов, уже слишком поздно. То же самое можно сказать и о Харви Райане, который построил свой дом 32 года назад. «Мое сердце обливается кровью», — говорит 58-летний Райан, который страдает от деменции (приобретенного слабоумия). Четыре года назад он взял кредит в $115 тысяч, и в этом месяце его дом будет продан с молотка, поскольку Райан не в состоянии ежемесячно выплачивать $1052 — это почти половина его пенсии по инвалидности.
И все же в то время как мечтам одних приходит конец, у других появляются новые возможности. Келли Касвелл из соседнего городка Аврора вместе со своей дочерью Табатой ходит по улицам Монтебелло в поисках подходящего дома. «Я сочувствую этим людям, но благодаря этому кризису у нас появилась возможность купить себе дом», — говорит она.
The Daily Telegraph, UK, 2007
Филип ШЕРУЭЛ, Денвер