Предложение кардинально реформировать госсектор содержится в промежуточном докладе экспертной группы «Управление госсобственностью и приватизация» (копия доклада есть у «Ведомостей»). Он станет составной частью сводного доклада с предварительными предложениями экспертов о стратегии развития России до 2020 г., который правительство обсудит в августе. Окончательные предложения будут представлены до конца года.
В кризис госбанки и госкомпании стали инструментами борьбы с кризисом, что косвенно привело к увеличению госсектора, пишут эксперты, но что хорошо в кризис, то плохо для инновационного роста. Предложения они готовили, исходя из того, что политический выбор разгосударствления экономики сделан.
Любые решения о разрастании госсектора теперь должны быть в красной зоне, считают эксперты. На создание новых госкомпаний предлагается накладывать вето. Действующим госкомпаниям и зависимым от них структурам предлагается запретить до 2014 г. покупку частных и приватизируемых активов.
Вхождение государства в частный капитал должно регламентироваться законом о национализации, уверены они, и применяться в четко указанных случаях, например в кризис или для предотвращения негативных социальных последствий банкротства.
На прошлой неделе подписан указ о создании ОАО «Росгеология», которое объединит 37 геологических госпредприятий. С осени 2010 г. ВТБ купил 72,59% Транскредитбанка и 46,5% Банка Москвы, а пятницу «ВТБ капитал» и пул инвесторов объявили о приобретении 79% News Outdoor.
Сбербанк покупает 100% «Тройки диалог» и Volksbank International. В 2011 г. «Транснефть» совместно с «Сумма капиталом» купили 50,1% Новороссийского морского торгового порта, заплатив более $2 млрд, а «Роснефть» увеличила долю в «Интер РАО» до 1,36%. Опрошенные «Ведомостями» госкомпании (в том числе ВТБ, «Роснефть» и «Газпром») от комментариев отказались.
К созданию новых госкомпаний и покупке ими активов нужно подходить осторожно, но если это обоснованно и экономически целесообразно, то возможно, сообщил «Ведомостям» мнение первого вице-премьера Игоря Шувалова его представитель.
С прошлого года решения о продаже или отчуждении госкомпаниями активов согласуются на уровне вице-премьеров, напоминает директор департамента Минэкономразвития Алексей Уваров. Принятие закона о национализации он считает нецелесообразным: универсальные критерии вхождения в капитал определить невозможно.
Нужно отказаться и от директив, по которым голосуют чиновники и профессиональные поверенные в госкомпаниях, считают эксперты, — должны быть рекомендации.
Институт директив нуждается в совершенствовании, согласен представитель Шувалова, но отвечать на вопрос, возможна ли его отмена, отказывается.
Разрабатывается процедура участия директоров в подготовке директив, знает Уваров.
Этого достаточно, тем более что от директив для управления естественными монополиями государство вряд ли откажется, считает вице-президент ММВБ Владимир Гусаков (поверенный в «Росагролизинге», независимый директор в РЖД), да и влияние директив на управление госкомпаниями переоценено: «За год директивных вопросов бывает не более пяти».
Одновременно с приватизацией «вширь», когда у государства остается 75,1%, необходима более активная приватизация «вглубь» — отказ от контрольных, а возможно — и блокпакетов (и «золотой акции»), уверены эксперты. По принципу «продавай или объясни, почему продавать нельзя», нужно определить перечень компаний, где следует оставить контрольный пакет, а остальные рассматривать как объекты для полной приватизации. И надо учитывать мнение не только чиновников, но и бизнеса, считают эксперты. К 2020 г. должно быть продано большинство средних и мелких госкомпаний, а список крупных компаний, которые государство готово продать полностью или частично, следует увеличить вдвое — до 20—25 госкомпаний.
После 2016 г. эксперты советуют приступить к приватизации госкорпораций и институтов развития.
Идея приватизации «вглубь» уже реализуется, отмечает представитель Шувалова: есть поручение президента к 1 августа представить предложения по расширению списка приватизируемых активов. По предложениям Минэкономразвития, с которыми Шувалов в целом согласился, планируется до 2017 г. полностью выйти из капитала 14 компаний, в том числе ВТБ и«Аэрофлота», оставив в четырех «золотую акцию», например в «Роснефти». В 2012 г. планируется приватизация 10% «Роснано». По расчетам Минэкономразвития, ежегодные доходы от продажи госсобственности в 2012—2016 гг. будут около 1 трлн руб. При ускорении приватизации правительство исходит из действительного большого объема госсектора и необходимости развивать конкуренцию, а принцип «продавай или объясняй» пока не очень понятен, говорит представитель Шувалова.
Эксперты советуют правительству предусмотреть награду менеджменту, если приватизация оказалось успешной. Это может быть прямое вознаграждение из бюджета или за счет компании, а также льготное наделение пакетом акций приватизируемой компании (до 5% на всех).
Пассивная роль менеджмента или его противодействие может поставить под угрозу планы приватизации компании, признает Уваров, но пока Минэкономразвития не считает нужным выделить подготовку к продаже в отдельную задачу: «Менеджмент должен успешно справляться со всеми задачами, но чем их больше, тем выше должно быть возможное вознаграждение».
Если предложенные меры исполнить, будет действительно реформа госкапитализма, на чем президент и настаивал на форуме в Петербурге, считает руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, но протащить их в таком виде будет сложно: помимо либерального финансово-экономического блока, который эти меры поддержит, во власти есть другие группы, отстаивающие отраслевые интересы, и они будут против: «Нужно ждать лета 2012 г., когда сформируется новая команда».
Про запас
Пока нет понимания, нужно ли складывать доходы от приватизации в отдельный фонд, пишут эксперты. Приватизация не вечный источник доходов, фонд позволит их частично сохранить для будущих поколений. Но создание фонда породит завышенные ожидания в обществе, а его размер недостаточен для серьезных проблем, таких как дефицит пенсионной системы.
Максим ТОВКАЙЛО