Толпа — источник идей, утверждается в корпоративной газете Сбербанка.
С тех пор как нанятые Германом Грефом консультанты из McKinsey запустили в госбанке принципы бережливого производства, «Сбер» не перестает удивлять и масштабами своей экономии, и главное — ее источниками. Сколько, оказывается, бессмысленных и при этом весьма заметных расходов несет организация! Причем выявить их иногда проще линейным сотрудникам банка, которые изо дня в день тратят силы и время на этот мартышкин труд.
В июне на годовом собрании акционеров руководство «Сбера» сообщило, что сэкономило за полтора года $100 млн за счет того, что добилось от ЦБ отмены «бумажной» процедуры закрытия операционного дня в банке. Оказывается, до сих пор после закрытия отделения банка его сотрудники по полтора-два часа сидели на рабочих местах, вручную раскладывали все выписки, прошедшие за день, в порядке возрастания 20-значных номеров каждой бумажки.
Конечно, в масштабах «Сбера» сэкономленные $100 млн — копейки, всего-то по $5000 с отделения за полтора года. И если бы сотрудникам «Сбера» не предоставили возможность вносить рационализаторские предложения на специальную «Биржу идей», вряд ли руководство банка прониклось бы этой проблемой (не Грефу же лично и не его замам вручную приходилось сортировать тысячи бумажек).
Или вот, например, другое рацпредложение — на $1 млн — от сотрудника банка Антона Костюшина, который всего-то предложил посылать документы по кредиту не в папке-скоросшивателе, а в папке-файле. Разумеется, это «Сбер» — другой банк на замене папок сэкономил бы на порядок меньше, скажем, пару миллионов рублей.
Но есть ведь и организации, по масштабу превосходящие «Сбер», где опыт госбанка по упразднению ненужных расходов был бы очень полезен.
Вот если бы, например, принципы бережливого производства внедрить в российском бюрократическом аппарате, сколько бюджетных средств удалось бы сэкономить! К примеру, если бы какой-нибудь современный Акакий Акакиевич, специалист по оформлению приказов, придумал технологию, как расходовать на одну бумажку или хотя бы на одну скрепку в день меньше. Думаю, эффект был бы на миллионы долларов в год, учитывая, что в России 800 000 чиновников.
Наталия БИЯНОВА