В минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении законопроект «О центральном депозитарии». В Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) считают, что проведение данного закона в жизнь позволит во многом повысить конкурентоспособность российского фондового рынка на международном уровне. Однако, по мнению Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) и Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), законопроект нуждается в серьезной доработке.
Решение о наделении статусом центрального депозитария (ЦД) будет проходить в два этапа: сначала отбор соискателей будет проводить ФСФР, а затем правительство. Право называться центральным депозитарием получат акционерные общества, имеющие лицензию на депозитарную деятельность с размером собственных средств не менее 1 млрд руб. При этом в связи с монопольным положением ЦД в системе учета прав на ценные бумаги законопроект исключает участие в его капитале Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также Банка России.
Требование по размеру собственных средств ЦД всегда вызывало острую критику со стороны участников депозитарного рынка. Заместитель председателя совета директоров ПАРТАД Петр Лансков считает, что разрушение конкурентной среды в сфере оказания депозитарных и спецдепозитарных услуг недопустимо. С ним согласен и член банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков: «Центральный депозитарий будет должен доказать своими тарифами, качеством своей работы, своей политикой, что он лучший. С моей точки зрения, перетекание услуг номинального держания и учета в центральный депозитарий должно происходить исключительно на конкурентной основе».
«Документ очень сложный, и в период между первым и вторым чтениями предстоит решить множество вопросов, одним из которых является вопрос взаимодействия до 2010 года компаний, которые получат статус центрального депозитария», — говорит председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев. Для создания единственного центрального депозитария по расчетным услугам законопроектом определен переходный период до 1 января 2010 года, а другие депозитарии должны прекратить осуществление расчетных функций до 1 июля 2011 года. При этом Анатолий Аксаков говорит, что между первым и вторым чтениями в законопроект будет добавлена поправка, разрешающая депозитариям совершать услуги номинального держания и учета ценных бумаг. Такие услуги, уверен Анатолий Аксаков, кроме ЦД смогут осуществлять только крупные игроки. «К 2010 году в центральный депозитарий перетечет более половины таких услуг, остальная часть останется у крупных игроков, таких как ВТБ, Сбербанк и Газпромбанк, и это хорошо с точки зрения конкуренции», — считает Анатолий Аксаков.
Глава ФСФР, собирающийся в конце этой недели покинуть свой пост, Олег Вьюгин считает утверждение закона «О центральном депозитарии» одной из главных заслуг службы за время его руководства. «На то, чтобы продавить этот закон, мы потратили много усилий, — подчеркивает Олег Вьюгин. — Он позволит нашим профессиональным участникам рынка предоставлять свои услуги на более конкурентных условиях». По мнению Олега Вьюгина, введение института центрального депозитария позволит зарубежным участникам рынка покупать российские ценные бумаги напрямую, не пользуясь услугами GDR и ADR, что может значительно увеличить объем российского рынка. Такой же точки зрения придерживается и Алексей Тимофеев: «Это один из ключевых законов, принятие которого во многом повысит конкурентоспособность российского фондового рынка».
Борис ДЕРЕВЯГИН