Ажиотаж вокруг так называемых народных размещений акций не прошел даром. Меньше чем за год количество соотечественников, которые были бы не прочь вложиться в ценные бумаги, выросло на 11%. Хотя желание приобрести ценные бумаги у людей, которые хотят это сделать, пока остается умозрительным. И дело даже не в том, что денег у них нет. Просто, как бы это помягче выразиться, знаний не хватает. Причем даже самых элементарных — где и как купить акции. Возможно, именно поэтому население с готовностью откликается на «народные» размещения, которые проходят по упрощенной процедуре. Что, кстати, убедительно доказал пример ВТБ, который в конце прошлой недели подвел итоги своего «народного» IPO.
На волне всеобщего увлечения народными IPO социологи из Фонда «Общественное мнение» расспросили людей, насколько они заинтересованы в покупке акций. Первый вывод, который напрашивается, — процесс пошел. Отношение людей к рынку ценных бумаг медленно, но верно меняется. Например, в начале года только 39% опрошенных заявили о желании купить ценные бума-ги (а в середине прошлого таких нашлось и вовсе 31%), а сейчас их доля вырос-ла до 42%. При этом постепенно реде-ют ряды противников вложений в фондовый рынок.
«Слышали звон…»
Откровенно радует, что все меньше ос-тается россиян, которые вообще не слышали словосочетание «фондовый ры-нок». Хотя, к сожалению, ко многим до сих пор применима поговорка «слышали звон, да не знают, где он». На вопрос социологов, что такое фондовый рынок, смогли дать содержательные ответы примерно лишь треть респондентов. Еще меньше людей вполне адекватно представляют себе этот институт как рынок ценных бумаг.
Авторы остальных ответов или толкуют это понятие совсем ошибочно, или ограничиваются репликами, далекими от какой-либо конкретики. Например, 1% опрошенных уверены, что фондовый рынок — своего рода денежный запас государства: «богатство нашей страны», «государственный рынок, от которого зависит размер пенсий». Столько же людей представляют себе, что на биржах покупают и продают крупные товары или какие-то запасы. Нашлись и те, кто связал фондовый рынок с рынками недвижимости, банковских вкладов. Ну и, наконец, каждый сотый из опрошенных считает, что фондовый рынок — это «мошенничество» и «обман людей».
Если с такими гражданами все понятно, то гораздо интересней обстоит дело с желающими приобрести акции. Какое-то умозрительное получается у них желание: «акции я бы купил, конечно, но где-нибудь, когда-нибудь, может быть, наверное». Ведь сегодня россияне в большинстве своем даже не представляют, где именно частный инвестор может приобрести ценные бумаги.
За доходом на заводы и фабрики
Скажем, социологи поинтересовались, куда нужно обращаться обычному гражданину, чтобы начать деятельность на фондовом рынке. Более трети (34%) людей вообще не смогли ответить на вопрос. Почти треть (28%) опрошенных упомянули Сбербанк (видимо, до сих пор каким-то образом на слуху недавняя допэмиссия банка). Почти четверть (23%) людей готовы отправиться за акция-ми прямиком на предприятия, которые их выпускают. И где, спрашивается, логика? Картошкой мы что, тоже прямо на полях затариваемся? И лишь немногие участники опроса называли те организации, где рядовой гражданин действительно имеет возможность приобрести акции. Инвестиционную компанию упомянули 9%, брокерскую — 8%, управляющую — 5%.
Но удивляться тут нечему. Социоло-ги выяснили, что знаниям взяться и не-откуда. Ведь информация о положении дел на российском фондовом рынке привлекает внимание весьма небольшой доли наших сограждан. Всего 3%, по их словам, следят за ней часто, 18% — ред-ко, а 55% — совсем не интересуются тако-го рода сведениями. И при этом большинство (71%) считает, что без специальных знаний инвестициями в ценные бумаги заниматься невозможно. То есть, соответственно, большинство россиян под эту категорию знатоков не подпадает.
Вот и получается, что пока при всем желании до фондового рынка наше население не доросло — финансовых знаний не хватает. Скорее люди, которые хотят приобщиться к нему, являются идеальными клиентами для паевых инвестиционных фондов (ПИФов) или для авторов «народных IPO».
Народная схема
Например, «Роснефть» смогла привлечь 115 тысяч частных инвесторов. Или последний пример — ВТБ, который в
Правда, если уж зашли на рынок, то о спокойной жизни забудьте. За курсовой стоимостью своих ценных бумаг придется внимательно следить. Моя подруга, которая вложила в акции ВТБ 120 тыс. рублей, первым делом теперь смотрит на состояние фондового рынка. Конечно, сейчас акционеров он не радует. «Ой, а рынок как упал, — в пятницу страдала подруга. — Словно почувствовал, что я хочу на него пролезть».
Но, ничего, успокаивают эксперты, большинство частных лиц покупало акции ВТБ не для того, чтобы тут же ринуться в активные спекулятивные операции. Пусть, как говорится, лежат ценные бумаги. А там уж обязательно отрастут. И не плохо — по прогнозам, процентов на 25—27% до конца года.
* * *
Как подсчитать количество акций ВТБ?
Для того чтобы посчитать, сколько у вас акций, нужно количество вложенных средств разделить на 0,136 рубля. Например, если вы приобрели минимальный пакет за 30 тыс. рублей, то стали обладателем чуть более 220 588 тысяч акций ВТБ. Правда, у многих возникает вопрос, а что даль-ше делать с ценными бумагами? Если вы не собираетесь ими торговать, то первые три месяца они будут храниться в депозитарии бесплатно. Потом придется заплатить (см. таблицу). Дополнительные расходы и усилия потребуются от вас, если вы захотите стать участни-ком торгов.
Анна КАЛЕДИНА