Банк России верит, что США сумеют избежать дефолта и даже в случае снижения рейтингов американские госбумаги останутся эталоном для инвесторов, поэтому не спешит резко менять свой инвестиционный портфель, сказал зампред ЦБ Сергей Швецов, отвечающий за операции на финансовых рынках.
Россия же сохранит на ближайшую перспективу профицит текущего счета, поведение рубля будет зависеть от спроса и предложения, а «политические» причины оттока капитала сильно преувеличены — просто российский бизнес идет туда, где ему комфортнее, сказал он в интервью Рейтер.
Американские законодатели пытаются согласовать план повышения долгового лимита до 2 августа, чтобы избежать технического дефолта.
«Мы с вероятностью 99,9 процента вообще не ждем с этой стороны никаких проблем», — сказал Швецов, добавив, что ЦБ, скорее, беспокоит способность политиков США принять решение в отношении сокращения дефицита бюджета в долгосрочной перспективе.
Проблема госдолга превратилась в рычаг для реализации одной из партий своих идей по сокращению дефицита, отмечает он.
«Мы не уверены, что центральные банки пойдут на раскрутку инфляции для сокращения реального долга и номинального роста ВВП. Мы думаем, что центральные банки будут обеспечивать ценовую стабильность… опасаемся популистских идей, не обеспеченных экономическими реалиями».
Подчиненный Швецова Александр Каштуров не видит причин для технического дефолта США в краткосрочном периоде.
«Рынки готовы кредитовать правительство США. В долгосрочном периоде вопрос более сложный, это подразумевает большую степень неопределенности — необеспеченные обязательства, по оценке Pimco, составляют $30,7 триллиона», — сказал он.
Но это не повод резко менять структуру резервов России, превышающих $530 миллиардов, считает Каштуров, возглавляющий департамент операций на финансовых рынках.
«США не являются страной, у которой сегодня плохая экономика. Это диверсифицированная экономика с накопленным долгом. Говоря о наших решениях, мы не видим причин что-либо резко делать с нашим портфелем», — сказал он.
Расширять перечень валют ЦБ тоже пока не планирует.
«Все, что можно из европейских бумаг, уже включили в состав резервов. Мы не имеем ни норвежской кроны, ни шведской кроны, ни датской кроны, поскольку большинство стран покрываются евро. Теоретически, валюты этих стран тоже могут рассматриваться, но пока мы в этом направлении не работаем», — сказал Швецов.
Глава Центробанка Сергей Игнатьев в конце мая раскрывал структуру резервов, в которых львиная доля (47 процентов) приходилась на доллар США, 41 процент — на евро, 9 процентов — на фунт стерлингов, 2 процента на японскую иену, 1 процент — на канадский доллар, около нуля занимали швейцарский франк и австралийский доллар.
Последствия же возможного технического дефолта в США вообще не поддаются описанию, считает Каштуров.
«Никто не видел такой ситуации, никто не знает, что будет происходить в таком случае. Это как олень в свете фар», — сказал он.
Вечный бенчмарк
Ни одна из развивающихся стран сегодня не попадает в категорию «тихой гавани», и несмотря на долговые проблемы и возможное снижение рейтингов госбумаги США сохранят статус бенчмарка, считает ЦБР.
«США все равно останется бенчмарком. Если не будет страны, где есть государственный долг с рейтингом «ААА», значит лучшая страна будет с рейтингом «АА», — прокомментировал Швецов риски снижения рейтингов.
США могут лишиться высшего рейтинга
«Преимущества госдолга США в том, что это огромный рынок. Всегда можно купить Treasuries и продать, что самое главное. Если государственный долг США перестает быть triple A («ААА»), со временем у инвесторов возникает вопрос, а что тогда является безрисковым активом в терминах отсутствия кредитного риска?» — говорит Каштуров.
«Первое решение — с этим смириться и считать, что теперь безрисковый актив имеет вероятность дефолта не 0,001 (процента), а, скажем, 0,01 (процента)», — добавляет он.
Развивающиеся рынки сегодня не могут похвастаться стабильностью:
«Сейчас нет «тихой гавани» ни на одном из развивающихся рынков. И говорить о том, что надо продать все доллары, которые находятся в резерве какого-нибудь Центробанка, и вложить в рубли, я бы такого совета никогда не дал. Для некоторых стран рубль был бы неплохой диверсификацией, commodity link», — говорит Швецов.
Российским рублем движет рынок, а рост рубля в последнее время — ничто иное, как «обычная волатильность», считает он.
«Не думаю, что надо говорить о большом тренде на укрепление или ослабление. Это рыночные факторы — есть спрос и есть предложение. Банк России старается минимизировать свое присутствие на валютном рынке».
Швецов сказал, что механизм интервенций не претерпел изменений в последнее время, а расширение коридора изменения стоимости рубля к бивалютной корзине не исключено в этом году.
«Не могу исключить этого, осенью обсудим этот вопрос. Если ситуация на внешних рынках будет нервная, то наша реакция будет скромнее, если более-менее стабильная, то, наверное, будем идти так, как шли (к свободному плаванию)».
С профицитом без интриги
Швецов считает, что Россия в ближайшей перспективе будет жить с профицитом текущего счета, а рост импорта — не вечен.
«В ближайшей перспективе сохранится и профицит ликвидности в банковском секторе, и профицит текущего счета. Импорт не может расти вечно. Я не вижу при таких ценах на нефть перспективу нулевого текущего счета», — сказал он.
Профицит текущего счета РФ в первом полугодии 2011 года вырос до $57,6 миллиарда с $52,1 миллиарда за тот же период прошлого года.
Швецов отрицает политическую подоплеку оттока капитала из России, связанную с грядущими выборами президента в 2012 году, а выход видит в улучшении инфраструктуры рынка.
«Слухи о политическом характере бегства капитала сильно преувеличены. Есть некомфортные условия ведения бизнеса, и многие предприниматели видят более выгодные альтернативы за рубежом. Но дискомфорт не носит политического характера», — сказал он.
В первом полугодии 2011 года чистый отток капитала из РФ, по данным ЦБР, составил $31,2 миллиарда, только в июне показав разворот к нулевому балансу по капитальному счету.
Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев прогнозировал, что до конца года капитальный счет будет балансировать около нулевых значений, и чистый отток капитала из РФ по итогам года составит $30—35 миллиардов.
«Я не вижу интриги в выборах. Понятен курс, принципиально никто не предлагает вернуться к социализму, начать национализацию собственности. Выборы не являются развилкой для режима, которого Россия будет придерживаться», — считает Швецов.
«Я бы назвал основной причиной оттока то, что Россия находится в глобальном рынке, и если предпринимателю
Швецов говорит, что в кризис инвестором движет желание забрать капитал и страх.
«Бегство с развивающихся рынков может быть обусловлено двумя факторам — необходимостью высвободить капитал и, второй фактор, более существенный, боязнь, что все побегут, поэтому имеет смысл бежать первым. Так называемое «предугадывание стадного бегства», — сказал он, комментируя развитие ситуации при возможном кризисе в будущем.
«Мы сможем столкнуться с феноменом, что, несмотря на технический дефолт по одной из бумаг, из развивающихся рынков может начаться отток капитала. И покупать будут Treasuries».
Тим ХЕРИТЕЙДЖ, Андрей ОСТРОУХ, Оксана КОБЗЕВА