По мнению экспертов, в 2007 году около 50 процентов автомобилей в России будет приобретено в кредит. Конечно, нам пока еще далеко до США, где каждый восьмой автомобиль приобретается таким способом, но все еще впереди. Тем более что рынок услуг в этой сфере далек от насыщения.
Так, в конце прошлого месяца было объявлено о регистрации в России собственного банка «Тойота Банк " с уставным капиталом в 340 миллионов рублей. Этот шаг можно назвать вполне логичным.
Во-первых, концерн уже в этом году планирует запустить производство на заводе в Шушарах (Ленинградская область). Вкупе с наступающими на пятки конкурентами в виде Volkswagen и Nissan, а также рядом не менее известных иностранных производителей открытие собственного банка может стать серьезной заявкой в конкурентной борьбе за кошелек покупателя. Тем более что такие гиганты, как BMW и DaimlerChrysler, уже заявили о намерениях привести на рынок собственные банки. Первое отделение DaimlerChrysler Bank откроется в Москве уже в октябре, сообщила PR-менеджер представительства DaimlerChrysler Елена Дивакова. Немцы будут создавать свое финансовое представительство также для целей выдачи кредитов на покупку автомобилей собственного производства.
Приводя на рынок подразделение, которое будет заниматься выдачей кредитов на покупку автомобилей, производитель получает несомненную выгоду уже в том, что экономит на издержках. Сегодня те, кто предлагает машины в кредит, например под 4,9 процента годовых, субсидируют за счет собственных средств значительную часть процентной ставки. В случае работы с собственным банком и субсидирование будет меньше, так как получается практически заем «сам у себя», и проводить финансовые операции будет проще, быстрее, чем через банки -агенты. А экономия времени — это зачастую экономия денег.
Именно поэтому скоро кроме уже упоминавшихся выше BMW и DaimlerChrysler стоит ожидать появления на банковском рынке практически всех автопроизводителей, кто рассматривает российский автомобильный рынок как перспективный с точки зрения развития бизнеса. Это могут быть как те же Volkswagen и Nissan, так и представители из Поднебесной, которые в последнее время также обратили внимание на отечественный рынок. Совсем недавно было объявлено о запуске нового производства китайских автомобилей в Свердловской области. С конвейера завода «Автомобили и моторы Урала», который расположен в городе Новоуральске, будут сходить седаны Geely («Джили») и внедорожники Zhongxing («Чжунсин»). В режиме промышленной сборки в год будут выпускать около 30 тысяч седанов и около 3500 внедорожников.
Пока же можно сказать одно: в случае массового прихода на отечественный банковский рынок иностранных «автобанков» они смогут занять на нем доминирующую нишу. Так, по данным информационного агентства «ФК-Новости», средняя процентная ставка по автокредитам на конец февраля 2007 года составляла 18,55 процента в рублях и 13,65 процента в долларах. В то время как ставки по автокредитам, которые собирается предлагать на рынке, например, дочерний банк BMW, ожидаются на уровне 2,9—9,9 процента в зависимости от суммы первоначального взноса и срока погашения займа.
Таким образом, видно, что конкурентов среди российских банков у иностранцев не будет.
Однако будущее автокредитования далеко не так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. растет число случаев мошенничества при получении автокредитов. Это связано с тем, что усиливающаяся конкуренция побуждает банки, выходящие на этот сегмент рынка, снижать требования к заемщикам. В некоторых случаех для выдачи положительного решения по кредиту уже не требуют справку о доходах, для получения кредита достаточно паспорта и водительских прав. Этим зачастую и пользуются мошенники. А их работа отражается на том, что при небольших в общем-то ставках приходится платить большой первоначальный взнос и разного рода комиссии. Однако здесь ситуация выправляется.
Например, увеличиваются сроки кредитования. Если несколько лет назад автокредит выдавался в среднем на год-два, то теперь можно взять деньги в долг на пять лет, а в отдельных случаях и на семь. Средневзвешенные ставки составляют сейчас 9—11 процентов в валюте и около 10—12 процентов в рублях.
Потенциал рынка автомобильного кредитования в России далеко не исчерпан. В 2006 году, по оценкам специалистов, объем рынка автокредитования в России составил 8,5 миллиарда долларов. А всего было продано более 2 миллионов автомобилей на сумму 32 миллиарда долларов. Эксперты прогнозируют, что в этом году объем российского рынка автокредитования увеличится почти вдвое и может достичь 14 миллиардов долларов. Дело в том, что банки очень охотно дают деньги на покупку автомобилей, так как при этом сам автомобиль, а точнее его ПТС, находится в залоге у банка и фактически является собственностью кредитного учреждения. К тому же, обладая с помощью автокредитов неплохой залоговой базой кредитного портфеля, банки имеют возможность выпускать ценные бумаги под залог кредитного портфеля и тем самым получать в оборот новые деньги.
Тарас ФОМЧЕНКОВ