В минувшую пятницу, когда премьер-министр Хосе Луис Родригес Сапатеро объявил о назначении досрочных парламентских выборов, МВФ опубликовал доклад о положении в испанской экономике. После слов одобрения болезненным экономическим реформам, которые проводит нынешнее правительство, МВФ переходит к сути: «Испания не вышла из зоны опасности». Как поясняется в документе, «многие дисбалансы и структурные слабости, накопившиеся за годы экономического бума, предстоит еще в полной мере преодолевать; прогноз сложный, риск высок».
Правительство социалистов не могло предположить, что объявление досрочных выборов совпадет с таким негативным диагнозом Международного валютного фонда. Драматическое заявление Сапатеро специально приурочили к 29 июля по другой причине: это день смерти диктатора Франко, и нынешний премьер хотел таким образом напомнить стране об угрозе правых сил, которые почти наверняка придут к власти на выборах. На днях исполнилось ровно 75 лет с момента начала гражданской войны в Испании.
В общем, получилось, как получилось. Правая испанская газета El Mundo написала, что Сапатеро выбросил белое полотенце: премьер, который ранее заявлял, что не намерен переизбираться, говорил также, что доработает свой срок до конца. Издание не сомневается в личной порядочности Сапатеро, но называет его речь «признанием банкротства». Британская The Financial Times пишет о том же в тех же выражениях: «признание поражения».
К концу минувшей недели международное рейтинговое агентство Moodys поместило рейтинг гособлигаций Испании «Аа2» на пересмотр с возможностью понижения. Moodys указывает на неспособность испанских регионов реформировать систему налогообложения и сложности правительства страны в деле консолидации бюджета для восстановления экономики после рецессии и снижения госдолга.
В тот же день стали известны последние данные по безработице в Испании. Общий уровень немного снизился за счет сезонного фактора: лето, туристы, — и отели и рестораны нанимают на временную работу десятки тысяч человек, которые к осени ее потеряют. Но даже сейчас каждый пятый взрослый в Испании без работы; среди молодежи уровень безработицы — 45%.
Los indignados, возмущенные
Именно испанская молодежь первой отреагировала на углубляющийся экономический кризис Испании. Первые массовые выступления состоялись 15 марта, на этой основе возникло общественное движение 15-М, которое чаще называют Los indignados, или «возмущенные». Испанские антиглобалисты возмущены не только кризисом в собственной стране, они уверены в том, что вся Европа зашла в тупик. Но особое их возмущение вызывает то, что правительство, которое почивало на лаврах в годы строительного бума, теперь перекладывает тяжесть расплаты за собственные ошибки на людей.
Неделю назад я наблюдал «возмущенных» в самом центре Мадрида, на площади Puerta del Sol, где находится нулевой километр испанской столицы. За одну ночь площадь сделалась неузнаваемой. Повсюду выросли разноцветные палатки. Гигантские рекламные щиты летних распродаж исписаны антиправительственными лозунгами. В спертом июльском воздухе витали запахи, которые неизбежны в таких ситуациях по причине нехватки общественных туалетов.
Еще один палаточный лагерь «возмущенных» был разбит на бульваре Прадо, как раз напротив всемирно известного музея.
Пока лозунги 15-М, их красочные лагеря в самых туристических районах Мадрида и миролюбивый настрой тысяч участников многодневной антиправительственной акции не вызывают опасений: это не Сирия, не Египет. Но месяц назад те же «возмущенные» настолько запугали депутатов каталонского парламента в Барселоне, что те добирались на работу на вертолетах — впервые в истории современной Испании.
Мадридский таксист, с которым разговорились по дороге в аэропорт, рассказывает: «Мне 38 лет, я никогда в жизни не видел ничего подобного: ни таких массовых выступлений, ни такого количества полиции на улицах». Таксист не одобряет действий Los indignados, они загадили центр города, и этот хаос явно не на пользу туристическому бизнесу. Но он же говорит, что не в силах понять действий городских властей, которые силой выселяют людей на улицу за задолженность по ипотеке. При этом новые бездомные, лишившиеся своих квартир, обязаны продолжать платить долг банку. «Такие действия точно не доведут до добра», — говорит таксист.
«Как дырка в голове»
The Financial Times полагает, что на макроэкономическом уровне все обстоит гораздо серьезней. «Мадрид приближается к краю воронки суверенного долга», — говорится в опубликованной в понедельник статье. Очевидно, что премьер-министра Испании не мог не назначить досрочных выборов на ноябрь (должны были состояться в марте 2012 г.). Но политическое лекарство может не оказать должного воздействия на экономику.
«Эти выборы нужны долговому рынку, как дырка в голове», — приводит газета слова Николаса Спиро из лондонского консалтингового агентства Spiro Sovereign Strategy. Эксперт предупреждает, что выборы осенью существенно повышают политические риски на фоне нестабильности в зоне евро. Греция, Ирландия, Португалия и снова Греция уже прибегли к унизительной процедуре получения многомиллиардных кредитов со стороны ЕС и МВФ. Но испанская экономика больше всех этих трех стран вместе взятых. Она занимает четвертое место в еврозоне. Если Испания сорвется в долговую воронку, еврозона может этого испытания не выдержать.
Проблема еще и в том, что испанская правая оппозиция не имеет сильного лидера. Личный рейтинг главы Народной партии Мариано Рахоя даже ниже, чем у кандидата социалистов Альфредо Переса Рубалькабы — в недавнем прошлом министра внутренних дел. Однако Испании предстоят парламентские выборы. Правительство социалистов себя настолько дискредитировало, что смена власти в стране практических неизбежна. По данным последнего опроса, опубликованным в воскресенье проправительственной газетой El Pais, Народная партия опережает по популярности социалистов на 14%.
Это радует крупный испанский бизнес, который ждет не дождется ухода Сапатеро. Но, как справедливо пишет The Financial Times, испанским политикам необходимо заручиться поддержкой не только национального бизнеса, но и международных инвесторов в испанские облигации. Именно от их позиции будет зависеть ближайшее будущее экономики Испании.
Михаил БАКЛАНОВ